ВНИМАНИЕ! НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАССЕИВАНИЯ ВРЕДНЫХ ПРИМЕСЕЙ!
Горячая линия для семей мобилизованных

Памятник героям трудового фронта у проходной УАЗа

  • slider
  • slider

У проходной Уральского алюминиевого завода установлен памятник героям трудового фронта. Выполнен он в виде крылатой машины.

В годы Второй мировой войны все городские заводы работали на оборонку. СТЗ изготовлял пружины магазинов ППШ и трубы для топливной аппаратуры наземной и воздушной техники, ОЦМ – фаспрутки для снарядных и пулевых крупнокалиберных гильз; КУЛЗ производил авиационные тормозные колеса.

УАЗ единственный в стране занимался переработкой бокситов и производством алюминия. Его по праву называют единственным заводом, противостоявшим всем аналогичным предприятиям тогдашней Европы. Полученный материал шел на самолетостроительные заводы. Из каменского алюминия были созданы истребители серии Як и ЛаГГ, штурмовики Ил. Производство велось параллельно со строительством новых цехов, чем также занимались тыловики. Около 8 тыс. работников завода получили награды за самоотверженный труд, а завод УАЗ был удостоен почетного Ордена Ленина.

Заводчане прославились тем, что из личного кармана выделяли средства для «подарков армии». На собранные деньги в войска было отправлено 15 самолетов, которые впоследствии объединились в легендарную эскадрилью «Уральский алюминщик». Слово «легендарная» — не образное, а прямое. В официальных документах такого подразделения никогда не значилось, но поводом для создания данного мифа послужила соответствующая надпись: «Уральский алюминщик»  - на фюзеляже каждой машины, приобретенной на деньги УАЗа.

Все самолеты воевали в составе различных формирований. В частности, одна из машин принимала участие в Синявинской операции, совершив 30 боевых вылетов. Согласно архивным данным, еще 60 вылетов на ней, сбив при этом немецкий бомбардировщик, произвел командир эскадрильи старший лейтенант К. Присяжнюк. А старший лейтенант В. Степанов добавил в копилку побед еще три вражеских самолета.

Имелся в армии и другой самолет, купленный на деньги каменцев. Это истребитель Як-7Б «Александр Пушкин», за штурвалом которого находился капитан Ю. Горохов. На нем было сделано 500 боевых вылетов и сбито 33 пилотируемые машины (23 на личном счету и 10 в группе)

Монумент подвигу города

В 2004 г. возле проходной Уральского алюминиевого завода был установлен памятник, посвященный героям-тыловикам. Свое место на постаменте занял самолет. Выбор пал на боевую машину по нескольким причинам. Она обозначает как «крылатый металл», применяемый в авиации, так и боевую единицу эскадрильи «Уральского алюминщика». Кроме того, памятник стал символом всех каменских заводов, работавших в годы войны, ибо основная часть итоговой продукции шла на нужды авиастроения.

А еще установленный самолет является монументом тем крылатым крепостям, которые создали из уральского металла. Данная машина ─ гибрид, созданный из нескольких самолетов. Фюзеляж и кабина были взяты от модели Як-3, винтовой пропеллер ─ от Як-52, а хвост и детали крыльев позаимствовали у ЛаГГ-3.

Торжественное открытие памятника героям трудового фронта, состоявшееся 2сентября 2004 г., было приурочено к 65-летию со дня выпуска первой партии алюминия на УАЗе.