ВНИМАНИЕ! СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР!
ВНИМАНИЕ! СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР!
«Осторожно, тонкий лёд!»

Архитектура

Формирование архитектурного облика Каменского завода: век XIX-й

История города 3Каждому городу свойственно свое лицо. Мы запоминаем наиболее яркие, выразительные сооружения, которые стали своеобразными символами городов: Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, Кремль в Москве, Исторический сквер в Екатеринбурге.
Для Каменска символом стало здание конторы чугунолитейного завода (ныне краеведческий музей), построенное по проекту архитектора Малахова. Но был еще один символ – Свято-Троицкий собор, тоже малаховский, с величественной колокольней, увенчанной куполом с обелиском. Собор был обезображен и обезглавлен в советский период, но в феврале 1997 года он обрел, наконец, недостающее завершение – доминанту всего ансамбля площади.
История нашего города насчитывает уже три столетия. За это время менялись политические системы, уклад жизни горожан, их мировоззрение и система ценностей, и, соответственно, менялся облик города. Его архитектура – его летопись. И каждая страница этой летописи фиксирует определенный этап жизни города: периоды развития, процветания и… запустения. Последнее особенно остро ощущается в старой части Каменска.
Каменский завод был своеобразным явлением в градостроительстве Урала в ХVШ - ХIХ вв. Особенность формирования такого города-завода целиком зависела от производительной структуры чугунолитейного завода и была органически связана с ним.

 

Как строился город

Закладывая новый город, его строители, в первую очередь, заботились о безопасности, поэтому строили крепость, затем жилые дома и завод. Тут же ставили бани, для поддержания телесной чистоты, и церкви, дабы блюсти чистоту духовную, крепить веру строителей, давать им силы для тяжкого труда. Крепость, дом, завод, баня, церковь…

Каменск ведет свое летосчисление с ХVII в. В 1682 г. на берегах реки Каменки, именуемой тогда Железянкой, была найдена железная руда. В том же году в июньский день сюда, к берегам речки, пробился сквозь бурелом и чащу с "окольными людьми" сын боярина – приказной тобольского воеводы Федор Рукин. Он, как свидетельствуют документы, "осмотрел и сметил по обе стороны Железянки-реки железную руду, лесные и чистые места и всякие угодья, и поставил мети и грани".

По челобитной игумена Исаака "смеченные" земли были отданы во владение Далматовского монастыря. В том же 1682 году монастырь построил на Железянке-реке "дворец монастырский", а при нем "кузницу с наковальней, клещами и мехами, две печи с кричными клещами и тремя поварницами, сарай угольный и пест, чтобы железные руды толчи" – писал монах-летописец в конце XVII в.

Поселенье это после 18 лет монастырского владения взято в казенное ведомство, и основан здесь чугунолитейный Каменский завод.

В 1700 году Каменский завод был нанесен на карту Государства Российского. По приказу Петра I каменские домницы были изъяты у монастыря и на том же месте заложен большой казенный пушечный завод.

Представление о Каменском заводе первой половины XVIII столетия дает подробное описание его, составленное тогдашним воеводой Вильгельмом де Генниным и помещенное в его книге "Описание Уральских и Сибирских заводов".

Типичный уральский город-завод (так предложил в своем "Горном уставе" назвать заводское поселение еще В.Н. Татищев) представляет собой единый комплекс, обнесенный крепостной стеной или рвом. В его пределах расположен собственно завод с плотиной, заводские постройки вне завода - контора, припасные кладовые, церковь, некоторые жилые дома. Все это обнесено более мощной крепостной стеной, а за ней расположился посад, где расселились мастеровые люди и обыватели.

Ансамбль застройки города-завода отражал развитие производительных сил, уклад общественно-политической жизни и художественно-эстетическое мировоззрение общества. Историческая эпоха зримо присутствует в ансамбле.

Каменское поселение, имевшее полный цикл развития по пяти стадиям (первооснова, накопление изменений, системное построение, преобразование архитектурных форм, полная реконструкция), претерпело "образное" изменение дважды. Первоначально оно создавалось по приемам древнерусского или новопетровского города-завода, впоследствии - классического. Эволюция изменения их внешнего облика выглядит как логическая цепь взаимосвязанных явлений.

Планы городов очень многое говорят внимательному зрителю. Наш город – это город-завод, новый для России тип города, возникший на Урале: жилые дома как придаток к промышленным. Ни один город не обходится без реки. Река всегда являлась главной городской осью. Городской общественный центр, так или иначе, связан с рекой. Каменск-Уральский в этом отношении – блестящий пример неразрывности реки и города.

 

История Каменского завода

История города 2Каменский казенный завод (1700 г.) – в нем была вылита первая чугунная пушка на Урале – был запроектирован по типу городов опорных с административными функциями.

Он имел две деревянные крепости: внутреннюю прямоугольную (с башнями по углам и в середине сторон, включавшую наиболее ценную застройку - деревянную церковь, командирский дом, канцелярию, амбары, тюрьму и другие) и внешнюю ломаного начертания (вокруг жилья). У стен первой размещалась крупная торговая площадь. Рядом с крепостью находился завод с гидротехническими сооружениями, где работало до 315 человек. Но они планировочно не были связаны.

Судя по рисунку Каменского завода 1760-1780-х гг., приведенному в книге Н.Витсена, завод и внутренняя крепость также были разобщены, но обе крепости предполагалось сделать земляными (внутренняя крепость была разделена на две части –  культовую и административную, а внешняя имела зигзагообразное начертание).

С самого начала наш завод был военным. На испытаниях в Москве уральские пушки получили похвальные отзывы петровских артиллеристов.

Целое столетие Каменский завод был основным поставщиком для армии пушек и ядер. Он стал вместе с тем и родоначальником государственной промышленности на Урале. Он и дня не находился в руках частных предпринимателей и потому знал иную жизнь, чем заводы Демидовых, Турчаниновых, Яковлевых.

Во второй век своей жизни, XIX-й, Каменский завод вошел, почти не изменившись (если не считать, что внешняя крепость была утрачена к середине XVIII в.). В те годы он продолжал еще занимать заметное место среди уральских казенных предприятий и сыграл большую роль в выполнении заказов, вызванных войной с Наполеоном. Во второй половине XIX в. Каменск стал пунктом экономического тяготения для широкой округи. Появились торговые дома: Сосниных, Митинцевых, Олесовых, Воробьевых, Белокуровых.

В 1923 году завод прекратил свое существование.


Бараба, Наземки, Калуха, Угол, Вороняцкая гора – так назывались окраины, каждая из которых жила на свой манер, устанавливала свои обычаи и нравы, имела свою ненанесенную ни на какие карты границу и враждовала с соседом.

Местные власти поддерживали вражду, она разъединяла, ослабляла рабочий люд. Жили рабочие и мастеровые в темных деревянных домишках, было и так называемое казенное жилье: бараки, казармы, летние балаганы. В них размещалось по 70-120 человек.

Старый Каменск – уникальный архитектурный памятник европейского масштаба: на сегодня это второй по счету город-завод, сохранившийся в общих чертах. Старый город по праву считают "визиткой" Каменска-Уральского, предметом его гордости.

Самое интересное, что сохранилась Каменская слободка, с которой начинался наш город, пусть не в строениях (хотя можно здесь, наверное, при внимательном изучении отыскать дома постройки XVIII в.), но в планировке: хаотичной и запутанной – типичной для позапрошлого столетия. Это так называемый "Гнилой угол" – место в излучине Каменки ниже плотины.

 

Общественный центр Каменска

Своеобразие планировки и застройки городов-заводов состояло в том, что их общественные центры, включавшие административные, культовые, торговые здания и дом управителя, совмещались с входом на завод и находились на предзаводских площадях, которые изначально служили функциональным целям –  снаряжению и разгрузке обозов. Предзаводские площади, как правило, размещались у плотины, близ основных цехов завода. Поэтому производственные здания и сооружения естественно вписывались в структуру центра и его облик. И только в отдельных случаях (Каменский завод) при тыльном к заводу положении центра они были немного удалены.

В Каменском заводе при отдалении площади от плотины центр был пространственно замкнутым, хотя и большим, так как включал торговые лавки и гостиный двор, промышленные сооружения формировали лишь его силуэт.

В первой половине XIX в. архитекторы Урала создали некоторые типы административных зданий, а также госпиталей, складских помещений (арсеналы, хлебозапасные "магазейны" и т.п.) и, наконец, жилых домов – как резиденций и усадеб, так и для массовой застройки города.

Все они объединены общим принципом художественного решения, как в планировке, так и в объеме и применении архитектурных средств. Здания, созданные уральскими зодчими, резко отличались от архитектурных памятников XVIII в.

Иной характер имела архитектура зданий, возведенных в первой половине XIX в. Среди них обращают на себя внимание, прежде всего, здания заводских контор, которые обязательно входили в архитектурные комплексы предзаводских площадей.

Госпитали, жилые дома, конторы заводов и другие здания, спроектированные Михаилом Павловичем Малаховым, имеют удобное расположение помещений и красивое архитектурное решение объемов.

В гражданских зданиях Малахов охотно применял богатые архитектурные средства - он использовал дорический и коринфский ордера, несколько переработанные им, большие арочные окна, обработанные рустовкой, карнизы с хорошо нарисованными профилями и модульонами, лепные орнаменты, решетки балконов и оград чугунного художественного литья.

Излюбленной формой покрытий центральной части здания у Малахова был купол. Ряд зданий Малахов завершает ротондами с купольными перекрытиями (контора Каменского завода). Правда, у него не всегда внутренняя планировка здания соответствовала купольному завершению, но подобные погрешности можно встретить даже у таких видных архитекторов, как О.И. Бове и Д.И. Жилярди.

Провиантские склады (на фото)  − см.  ПАМЯТНИК ИЩЕТ ИНВЕСТОРА

 

Госпиталь

Второй этап ознаменовался кардинальными изменениями планировочной структуры, утратой обвалования и стен крепости; формированием новых улиц – Большой Московской и Верхней Новой; появлением новой торговой площади: сносом кварталов с казенными постройками на главной площади; строительством новых казенных зданий в центре, в том числе каменной церкви; активной реконструкцией заводов; строительством нового госпиталя.

Лечебные учреждения в городах-заводах именовались госпиталями. До нашего времени сохранился госпиталь Каменского завода (ул. Красных Орлов, 4).

Госпиталь был построен не в центре, а за пределами жилых кварталов, по дороге на Разгуляевский рудник, высоко на холме. Это еще одно малаховское здание возведено в сосновом лесу на высокой горке. Проект выполнен в 1817 году, воплощен в 1826-м.

Госпиталю был отведен большой участок. Здание госпиталя было каменное, одноэтажное, красивых пропорций, выдержано в классическом стиле. Проект одноэтажного госпиталя был выполнен Малаховым. С разрешения министра финансов в 1847-1849 гг. был построен второй этаж. В настоящее время здание сохранилось, но искажено перестройками. На копии чертежа есть сведения, что деревянные службы во время "составления" проекта "каменскому корпусу" снять с натуры, кроме того, есть подпись, свидетельствующая о том, что работу выполнял унтершихтмейстер Галкин.

Корпус госпиталя имеет два этажа, позже пристроены деревянные веранды и тамбуры. Госпиталь представляет собой образец провинциального общественного здания в стиле классицизма.

Территориальная обособленность госпиталя от застройки города-завода служила основой для создания переходных композиционных углов в структуре расселения. Находясь на возвышении, такой дом привлекал к себе внимание и при подъезде к поселению архитектурно организовывал пространство, помогая ориентации и выявлению главных направлений в развитии уличной сети, подобно тому, как почтовые дворы (станции) отмечали крупные российские дороги.

Госпиталь хорошо просматривался с площади, выделяясь четкими формами на фоне темно-зеленой сосновой хвои.

 

Архитектурные постройки второй половины XIX века.

Во второй половине ХIХ века Каменский завод, как и вся старая уральская промышленность, по целому ряду политических, социальных и экономических причин стал терять позиции ведущего производителя чугуна в регионе и постепенно приходил в упадок. И сколько-нибудь большого строительства, подобного реконструкции начала века, на его территории и в городе не велось. Основным застройщиком города стало купечество и нарождающаяся мелкая буржуазия. Их вкусы отразились, прежде всего, на жилой, а также культовой застройке Каменска.

Произошли существенные изменения и в планировке Каменска. В связи с утратой оборонительного значения земельных валов и стен крепости его территория стала интенсивно расширяться во всех направлениях. Увеличилось пространство центральной площади. Обустраивалась Большая Московская улица (ныне ул. Ленина). Она стала главной улицей поселения. На территории прежних посадов жилые постройки упорядочивались в разновеликие кварталы. Хаотическая застройка сохранилась лишь в самом древнем из них –  Гнилом углу.

В конце ХIХ в. население Каменского завода насчитывало около 6 тыс. человек. Его облик приобретал городские черты. Центром планировочной композиции Каменска оставались завод и главная площадь. По ее периметру и на Большой Московской улице появился ряд новых одно- и двухэтажных жилых и торговых зданий. Наиболее примечательными сооружениями этого времени стали комплекс зданий Преображенского женского монастыря и Покровская кладбищенская церковь. Вместе со Свято-Троицкой церковью на фоне малоэтажной застройки они были хорошо видны издалека.

Вторая половина XIX века знаменуется разработкой генеральных планов реконструкции и территориального развития города. Один план датируется 1848 годом, второй – концом XIX века, для последнего исходными опорными условиями был план 1850 года.

В "Адрес-календаре Пермской губернии на 1898 год" сообщается, что в Каменске, кроме чугунолитейного завода в то время действовало пять крупных мельниц, маслобойный и кожевенный заводы, обувная фабрика, мыловарня, пряничное заведение. Были построены железные дороги:

 

 

Преображенский женский монастырь

Достопримечательности. Преображенский моНаиболее существенные изменения происходят с появлением новых архитектурных доминант: на севере на высоком левом берегу река Каменка начал застраиваться участок монастыря, а на юге, на высоком холме был отведен участок под новую церковь.

Об учреждении Каменской Преображенской женской общины последовало "Высочайшее повеление в 9-й день июля 1860 года", "с укреплением за нею дома и земли, жертвуемых в ея пользу дочерью мастерового Ворониною". Эти дома – большой каменный и деревянные службы – были построены Авдотьей Ворониной после 1858 года.

В 1861 году начальница Преображенской общины, все та же Воронина, дает прошение, в котором пишет что "при управляемой ею общине, с находившимися в общине обитательницами желает устроить на собственный их капитал небольшую каменную церковь…".

Преображенский женский монастырь был основан в 1860 году местной жительницей, "мастерской дочерью" Авдотьей Ворониной, пожертвовавшей для этого свои три дома, которые представили собой целый комплекс сооружений:

Строились все здания в разное время: с конца 50-х до конца 70-х гг. XIX столетия.

Здание "Трапезной" было сильно изменено последующей реконструкцией, в том числе, возможно, в середине XX в. В сравнении со старыми фотографиями его фасадов можно обнаружить сбой окон, изменение колонн портика, отсутствие двух аттиков. Еще одна небольшая постройка, сохранившаяся от монастырского комплекса – "сторожка" ––  простое одноэтажное красного кирпича здание. "Каменная приходская общественная часовня" не сохранилась.

 


Магазин мануфактурный Бухарина

Здание построено в торговой части города (ул. Ленина, 122) в конце XIX века. Год постройки не установлен. Реставрационные работы не проводились.

Здание расположено в историческом центре города и является частью северного фронта ул. Ленина. Оно входит в панораму торговых зданий вместе с корпусом гостиного двора.

Объемная композиция дома чрезвычайно проста. Это компактный одноэтажный объем, вытянутый по оси перпендикулярно линии улицы. Южный фасад, трактованный в качестве главного, невелик по протяженности. Композиция его симметрична. Центральная ось выделена широким дверным проемом и подчеркнута завершением стены в виде аттика. По обе стороны от дома симметрично расположены два оконных проема. Проемы декорированы рельефными наличниками с применением лекального кирпича. По низу проходит выступающими лопатками, переходящими наверху в рельефный карниз. Профиль карниза того же рисунка проходит и по восточному фасаду здания, композиция которого ассиметрична. Слегка выступающая лопатка делит его на две неравные части. Левая имеет элементы декора такие же, как и на главном фасаде, тогда как в композиционной правой части появляются иные мотивы кирпичного декора более упрощенного рисунка. Два других фасада лишены декора и проемов.

В здание ведут три входа: один со стороны улицы и два – с восточного фасада. Поперечная стена делит прямоугольный план на две неравные части, соединенные между собой проемом. Здание кирпичное, на бутовом непрерывном фундаменте, кровля скатная, шиферная по деревянным стропилам. Здание является образцом компактной постройки торгового назначения в формах "кирпичного стиля" XIX в.

 

Лавка Герасимова

Достопримечательности. Лавка ГерасимоваЗдание построено во второй половине XIX века в торговом районе исторического центра города по ул. Ленина, 124. Владельцем его был купец Герасимов. На первом этаже размещалась лавка купца, а второй предназначался для жилья.

Здание расположено в историческом центре Каменска-Уральского и является частью торгового комплекса на ул. Ленина. На улицу раскрыт северный фасад. Объемная композиция дома проста. Это двухэтажное здание под скатной кровлей, вытянутое по оси, перпендикулярное улице Ленина. Второй этаж по высоте значительно ниже первого. Эта особенность объемной композиции отражена на фасадах. Южным главным фасадом здание поставлено по красной линии застройки и соединено вставкой с магазином "Книги".

Композиция фасада симметрична и отмечена небольшой протяжностью. Центральная ось акцентирована широким дверным проемом, организующим главный вход в здание. Он оформлен широким наличником с кирпичными полуколоннами. По обе стороны от входа симметрично расположены два окна лучковой формы, обрамленные фигурными наличниками. Симметрия подчеркнута и на втором этаже широким оконным проемом, который фланкирован более узкими проемами, которые в настоящее время заложены. Проемы декорированы полуколоннами. Углы здания акцентированы крупно рустованными лопатками. Декорировка восточного фасада идентична, однако композиция его отмеченная большой протяженностью, лишена симметрии. Это подчеркнуто смешением входа (ныне заложенного) вправо, а фигурной рустованной лопатки - влево от центра. По всему полю стен проходит горизонтальная тяга, разделяющая этажи, а также фигурный кирпичный карниз. Дворовые фасады лишены декоративного убранства.

В соответствии с объемной композицией здания, его план представляет собой вытянутый прямоугольник. На первом этаже выделяется крупный торговый зал с двумя колоннами посередине, отделенный капитальной стеной от пристройки, которой расположена соединяющая этажи лестница и небольшие хозяйственные помещения. На втором этаже над торговым залом помещения более мелкие, разделенные перегородками. Главный вход в здание организован с улицы, кроме него имеется еще три хозяйственных входа.

Первоначальная отделка интерьеров не сохранилась.

Здание кирпичное на бутовом непрерывном фундаменте. Перекрытия деревянные, кровля скатная по деревянным стропилам, крытая шифером.


 

Свято-Троицкий собор

Культовые сооружения были важной и необходимой по тем временам принадлежностью каждого поселения в России. В русских поселениях в первую очередь строились православные храмы. В малых поселениях обычно была одна приходская православная церковь, в больших – несколько. Главная из них называлась соборной. Церкви, как правило, размещались на площадях и возвышениях и имели круговой обзор.

Их красочные уборы задавали тон облику всей застройки и делали поселения нарядными и праздничными. Главки и купола, вертикали колоколен, видимые издалека, служили своеобразными опознавательными маяками в панорамах, подчеркивая изменение рельефа, трассировку подъездных путей и расположение главных композиционных центров.

Свято-Троицкая церковь с ее статическими уравновешенными формами и белизной оштукатуренных каменных стен, просматривающаяся сквозь наслоения разновеликих производственных цехов, эстакад и труб с дымами, являлась в этом случае могучим средством решения градостроительной композиции. Архитектурно она доминировала в застройке и, объединяя пространство, господствовала в нем.

История Свято-Троицкой церкви

В.И. Ермаков в материалах за 18-26 марта 1979 года пишет, что "здание бывшей Свято-Троицкой церкви в Каменском заводе… представляет образец архитектурного сооружения вообще". "Начало Каменского прихода относится к 1700 году (Каменский завод строится в этом же году)… Первый деревянный храм, построенный в 1701 году в честь Трех Святителей с приделом праведного Артемия Верхольскаго, сгорел в 1768 году. Перестроенный в 1770-м, второй деревянный храм в честь тех же святых… также сгорел во время пожара в 1815 году.".

Но так как "этот храм был построен из соснового леса, перед тем много лежавшего и одрябшего, в следствие чего преждевременно пришел в ветхость, то еще в 1790 году дано было разрешение на построение каменного трехпрестольного храма – во имя Пресвятой Живоначальной Троицы и придельных: с правой стороны в честь Трех Святителей, а с левой – Артемия Верхольскаго. В 1805 году были освящены придельные храмы. В 1813 году –  храм Живоначальной Троицы. В 1828 году приделы и колокольня перестроены. Над приделами воздвигнут второй этаж, в коем устроены три придела престола: во имя Нерукотворного образа Спасителя, Тихвинской иконы Божией Матери, Святаго пророка Илии. А к нижнему этажу пристроены еще два придела: с южной стороны – в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, а с северной – во имя Святой великомученицы Параскевы".

Таким образом, "ныне существующий храм – восьмипрестольный, устроен старанием и иждивением прихожан. Иконостасы в нижней церкви гладкие, сплошь золоченые". Храм был обнесен каменной оградой с ажурными чугунными решетками, изготовленными на Каменском заводе.


К 20 годам относится реализация первых проектов Малахова, связанных с культовым строительством. До нашего времени дошла реконструированная Малаховым церковь Каменского завода.

Из многочисленных архивных материалов выясняется, что разрешение на возведение каменной церкви взамен деревянной, сгоревшей в 1768 году, было дано в 1790-м. В 1792-м состоялась ее закладка, но в 1803 году вчерне законченная церковь обрушилась. О ее первоначальном облике можно судить по чертежу тех лет. После многочисленных прошений строительство церкви было возобновлено уже по новому проекту, а в 1813 году состоялось освящение храма.

Через несколько лет появилась угроза разрушения новой колокольни. Было решено ее разобрать и новую колокольню возвести на новом фундаменте, а заодно произвести реконструкцию всей церкви, ставшей к этому времени тесной.

 

Реконструкция Свято-Троицкой церкви М.П. Малаховым

соборЗа создание нового проекта и взялся главный архитектор Екатеринбургского управления горных заводов М.П. Малахов. Его талант и мастерство рабочих дали жизнь настоящему памятнику архитектуры, сохранившемуся до наших дней. Проект был выполнен в 1821 году.  Архитектор обогатил пластику церкви двумя портиками с юга и с севера, надстроил трапезную вторым этажом. Но главное состояло в замене старой невыразительной колокольни новой, которая должна была стать символом и завода, и города. Новую колокольню украсили большие арочные трехчастные окна, величественная коринфская ротонда со сферическим куполом. Завершилась колокольня не шпилем, а четырхгранным обелиском.

В 1828 году в полном соответствии с ним были перестроены приделы и колокольня, вся церковь "совершенно окончена, внутри и снаружи оштукатурена".

Церковь владела торговой площадью – лавками и весами, ей принадлежала довольно обширная территория, включавшая, по всей видимости, магазины по нынешней улице Ленина, часть Соборной площади, здание приюта – здесь были расположены конюшни, а также территория в сторону магазина "Кооператор". Где-то здесь располагалось и небольшое церковное кладбище. Заводская церковь во имя Святой Троицы, несомненно, являлась важным архитектурным элементом в ансамбле площади.

Внешний вид заводского храма хорошо виден на фотографиях конца ХIХ века. По воспоминаниям нынешних стариков, которые бывали в церкви еще детьми, с южной стороны ("со стороны Большой Московской улицы") у церкви были небольшие ворота, около которых стоял чугунный памятник. А с западной – большие ворота с двумя маленькими калитками по краям. Здесь же находились два монумента: один четырехметровый, мраморный, с четырьмя ангелами, трубящими на все стороны света, а второй – чугунный бюст императору Александру – освободителю от крепостного права.

"Сочетание старой, сохранившей раннеклассические черты, основной части храма с новой, решенной уже в период расцвета стиля, придают особое очарование, свойственное лучшим сооружениям школы Казакова. Сложный силуэт, разнообразие портиков, эскедры приделов, мощная, и вместе с тем, стройная ротонда колокольни с коринфскими колоннами на фоне пилонов аркады с высоким аттиком, облегченным полуциркульными проемами, которые развили сходный мотив Спасской церкви, а также мажорная тональность ставят Троицкую церковь в Каменске в ряд лучших произведений культового зодчества первой трети XIX в. не только на Урале, но и во всей России".

 

Дом-усадьба купца Воробьева

Достопримечательности. Дом купца ВоробьеУсадьба купца Воробьева расположена в историческом центре города на правом берегу заводского пруда, среди малоэтажной усадебной застройки. Она занимает важный в градостроительном отношении участок, замыкая перспективу улицы Карла Маркса, проходящей вдоль оси заводской плотины, в месте пересечения ее с улицей Ленина, 6 (Большая Московская).

Участок усадьбы имеет прямоугольное очертание и развивается с севера на юг в глубину квартала. В состав усадьбы входят жилой дом, поставленный по красной линии ул. Ленина, а также комплекс хозяйственных построек (погреб и конюшня), находившийся во дворе, южнее жилого дома.

Поставленные в одну линию, жилой дом и комплекс хозяйственных построек формирует западную границу усадьбы. Если жилой дом обращен в эту сторону верандой, то погреб и конюшня  – глухими стенами. На восток, в сторону двора ориентированы все входы в здания. На север выходит главный фасад жилого дома с двумя парадными входами.

Архитектура зданий усадебного комплекса отличается разнообразием стилевых форм, характерным для того времени. Если в жилом доме используются стилизованные формы барокко, типичные для Урала, элементы художественного металла, то здание погреба выполнено в "кирпичном" стиле, а в архитектуре конюшни прослеживаются элементы классицизма и народного деревянного зодчества. Размеры усадьбы: 40x100 м.

Образец усадебного комплекса, в декоративном оформлении которого используются разнообразные стилевые формы, что является характерным для данного периода развития архитектуры. Включает двухэтажное жилое каменное здание и хозяйственные постройки. В архитектуре дома выделяются крупные пластичные детали  –- трехгранные эркеры, полуциркулярный фронтон бокового фасада и обильно украшенный лепниной главный фасад. Профилированный кирпич и фигурная кладка, лепнина и украшения из жести, чугуна – все эти детали, пришедшие из народного зодчества и других источников, отвечали влияниям тогдашней архитектурной моды. Утрачены складские здания усадьбы, ограды и ворота с узорчатыми калитками чугунного литья. Реставрационные работы не проводились.

В конце ХIХ столетия архитектурный облик Каменска складывался под влиянием вкусов мелкой буржуазии и купечества. Именно тогда возникли на городских улицах всевозможных форм и размеров кирпичные постройки, которые сейчас определяют колорит бывшей Большой Московской улицы (ныне ул. Ленина). Невозможно себе представить уральский город без местной разновидности модерна  –- стиля, господствовавшего тогда во всем мире. Ярчайший пример этого стиля в Каменске  – бывший дом зерноторговца Воробьева.

"Архитектура"

Хозяйственные постройки

Одноэтажная каменная хозяйственная постройка с подвальной частью в южной части усадьбы купца Воробева. Объемно-пространственная композиция сооружения представляет массивный кубический объем, украшенный характерными для "кирпичного" стиля элементами декоративного оформления: спаренными рельефными пилястрами по углам, многопрофильным кирпичным карнизом, широким фризом с фигурными зубцами, высокой парапетной стенкой, пронизанной ритмом узких арочных отверстий. В погребе два входа. В подвальную часть ведет с восточной стороны входная группа в виде узкого спуска, перекрытого лучковым сводом. Закрывается вход двухстворчатой металлической дверью. На верхний ярус ведут двери, устроенные в северной стене. Стены погреба кирпичные, покрытия из жести по деревянным стропилам. С южной стороны к постройке примыкает здание конюшни. Постройка закрыта позднейшими деревянными постройками. Реставрационные работы не проводились.

Конюшня

Расположена в южной части усадьбы и северным торцом примыкает к хозяйственной постройке. Восточным фасадом она обращена в сторону двора. Объем конюшни состоит из прямоугольного в плане бревенчатого сруба, покрытого двухскатной крышей, а также односкатного навеса, примыкающего к нему с восточной стороны. Торцы здания закрыты глухими кирпичными стенами – брандмауэрами. Характерной деталью постройки является навес, опирающийся на сруб, и три деревянные колонны, имитирующие классические формы дорического ордера. Карниз навеса украшен резным подзором. Полы дощатые, кровля навеса шиферная, балки – металлические по деревянным стропилам. Образец хозяйственной постройки с использованием в декоративном оформлении элементов классицизма и деревянного народного зодчества. В настоящее время под подвалом устроены дощатые стены. Реставрационные работы не проводились.


Архитектура Каменска-Уральского вобрала в себя различные исторические эпохи и художественные стили. Это и здания, возведенные в лучших традициях русского классицизма, и обильно декорированные усадебные и общественные постройки эпохи эклектики, и интересные образцы архитектуры модерна.

Почти все памятники расположены в историческом центре города, планировочным ядром которого является Соборная площадь с историко-архитектурным комплексом Каменского казенного завода, корпусами гостиного двора и собором Святой Троицы. Примечательна художественными достоинствами и градостроительная композиция центра города. Главная площадь имеет две ярко выраженные планировочные оси. Одна проходит по ее северной границе, где расположен ансамбль заводского комплекса. Другая – по южной, к которой тяготеет объем собора Святой Троицы, на нее же раскрываются корпуса гостиного двора.

Архитектор М.П. Малахов составил проект реконструкции Каменского завода и в меру своих сил и возможностей проводил в жизнь этот план. В результате город приобрел четкую планировочную структуру. Обладая высокой архитектурной грамотностью и культурой, он при планировке и застройке Каменска учитывал живописный рельеф территории, наличие двух рек, а также окружающую наш город природу. Включая в застройку площадей административные, заводские, культовые, жилые здания, архитектор добился создания прекрасного архитектурного ансамбля.

М. Малахов по-своему понимал и создавал такие типы зданий, как контора Каменского казенного завода, госпиталь, провиантские склады, Свято-Троицкая церковь и другие, в которых часто поражают четкость планов, скромность архитектурного решения, сочетание высокого художественного вкуса с экономичностью строительства.

Итак, первая половина ХIХ века  – время деятельности зодчих Урала  – наиболее яркий период в дореволюционной истории архитектурно-строительного искусства этого региона. Такого качественного скачка в этой области не наблюдалось ни раньше, ни позднее.

Во второй половине ХIХ в. сколько-нибудь большого строительства, подобного реконструкции начала века, в городе не велось. Основным застройщиком города стало купечество и нарождающаяся мелкая буржуазия. Их вкусы отразились, прежде всего, на жилой, а также культовой застройке Каменска. Для них характерным является местная разновидность модерн-стиля, господствовавшего тогда во всем мире. Яркими примерами являются усадьба купца Воробьева, усадьба смотрителя завода.

Одним словом, город  – центр торговой, административной, политической жизни – предъявлял свои требования к облику зданий. Разумеется, что не все старые жилые дома отличаются изяществом форм. Многие из них не обладают и высокими художественными качествами. Это не творения столичных зодчих. Однако каждый из них прекрасно характеризует русскую провинциальную архитектуру XIX в., каждый из них говорит о вкусах местного купечества.

Старый город… О нем писалось и говорилось много. В нем всегда есть частица человеческой души, того неповторимого минувшего, которое всегда будет дорого нам. Отношение к прошлому  – показатель нравственного здоровья. Полномочные представители прошлого в нашем времени – памятники – производное от слова "память", без которой, как известно, нет народа. Принадлежат памятники не только и не столько нам - они оставлены современному поколению на хранение нашими предками с тем, чтобы быть переданными по назначению – будущему поколению.


 

О развитии градостроительной структуры Каменска в XX веке см. АРХИВ