Горячая линия для семей мобилизованных

Потребительский рынок

Розничная торговля

Целью стратегии развития торговли в Российской Федерации до 2030 года является формирование комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности, как производителей товаров, так и субъектов торговой деятельности через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности.

Продолжают открываться новые магазины на месте ушедших брендов в связи с введением санкций. Активнее всего осваивают освободившиеся места в торговых центрах продавцы одежды, спортивных товаров, товаров для дома. 

Общее число объектов предприятий розничной торговли на 1 января 2024 года составляло 1 071 ед. (на 1 января 2023 года – 1 079 ед.). В структуре объектов розничной торговли 781 магазин, 32 торговых и торгово-развлекательных центра, 258 объектов нестационарной торговой сети (122 киоска, 79 павильонов, 57 прочий объект).

Фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов составила 1 149,0 м2 на 1 тыс. чел. (на начало 2023 года – 1 294,4 м2). В соответствии с методикой расчетов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации минимальный норматив обеспеченности населения площадью торговых объектов по Каменск-Уральскому городскому округу на 1 тыс. чел. составляет 478,5 м2. Фактическая обеспеченность торговыми площадями превышает минимальный норматив в 2,4 раза.

В сегменте розничной торговли приобретает развитие сетевая торговля, предлагающая широкий ассортимент товаров и дополнительные сервисы для покупателей на своей территории (доступную среду для людей с ограниченными возможностями, терминалы по оплате услуг, парковки).

В городском округе функционирует более 200 магазинов местных сетевых организаций, более 50 магазинов областных сетевых компаний и более 100 магазинов федеральных сетей. Из крупных магазинов смешанного типа (продовольственных и непродовольственных товаров) местные торговые сети: «Помидор» – 26 объектов, «Алексеевский» – 17 объектов, «Юстор» – 11 объектов, «Купеческий» – 4 объекта; региональные торговые сети: «Монетка» – 27 объектов, «Кировский» – 8 объектов; федеральные торговые сети: «Красное и белое» – 41 объект, «Магнит» – 30 объектов, «Пятерочка» – 34 объекта, «Магнит косметик» – 11 объектов, «Верный» – 3 объекта, «Светофор» – 3 объекта, «Лента» – 1 объект.

Со стремлением экономить связан рост популярности жестких дискаунтеров – сетевых магазинов «у дома»: «Пятерочка», «Магнит», «Светофор», «Чижик», «Маяк», «Доброцен», «Фикс прайс». Эти сети известны своими низкими ценами, которые сегодня для большинства покупателей важнее качества.

Онлайн-магазины считаются наиболее экономичным и выгодным каналом покупок. Большинство покупателей, выбирая товары, сравнивают оффлайн- и онлайн-цены и, как правило, отдают предпочтение последним. На рынке розничной торговли бурно развиваются онлайн-гипермаркеты. На территории городского округа действует 49 пунктов выдачи товара «Ozon», 32 пункта «Wildberries», 2 пункта «LaModa».

На фоне роста популярности онлайн-магазинов особенно выделяются маркетплейсы. За минувший год в этом сегменте произошел рекордный скачок продаж и, тенденция будет сохраняться. Активно развиваются и сотрудничают с федеральными торговыми сетями «Яндекс-Маркет», «СберМаркет».

С 1 января 2023 года продлены меры поддержки арендодателей в отношениях с некоторыми арендаторами сферы торговли и общепита.

В сфере розничной торговли продолжается обязательная маркировка товаров. Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в национальной системе цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак» регистрируются все участники рынка. С 1 марта 2023 года участники оборота пива и слабоалкогольных напитков должны зарегистрироваться в системе «Честный знак», требуется передавать в систему «Честный знак» сведения о розничной продаже упакованной воды.

Большая работа в этом направлении проводится с предпринимательским сообществом города, особенно в отношении молочной продукции и воды.

С 1 марта 2023 года маркетплейсы тоже несут ответственность за продажу немаркированных товаров. Например, уже сейчас маркировка обязательна для молочной продукции, минеральной воды, табака, лекарств, шин, одежды, обуви, велосипедов и рам для них, кресел-колясок, которые относятся к медицинским изделиям.

С 1 января 2023 года производители и продавцы ювелирных изделий не могут применять упрощенную систему налогообложения, автоматизированную упрощенную систему налогообложения и патент, что отрицательно повлияло на ювелирные торговые сети «Норис», «Алмаз», «585», и привело к сокращению торговых точек и рабочих мест в них.

Малому и среднему бизнесу из ряда отраслей, в том числе из сферы розничных продаж, продлили кредитные каникулы до 31 марта 2023 года (ранее  срок был до 30 сентября 2022 года).

В целях поддержки местных сельхозпроизводителей и владельцев личных подсобных хозяйств, крестьянско-фермерских хозяйств в 2023 году проведено 15 ярмарок на частных территориях, возле торговых центров, большая часть мест предоставлена местным сельхозпроизводителям, личным подсобным хозяйствам и ремесленникам. Работает 6 сезонных площадок для реализации плодоовощной продукции сельскохозяйственных предприятий Каменск-Уральского городского округа и Каменского района.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» разрабатывается и утверждается схема размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Каменск-Уральского городского округа утверждена постановлением Администрации города Каменска-Уральского от 21.11.2018 № 1002 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Каменск-Уральского городского округа».

В сфере нестационарной розничной торговли так же происходят изменения специфики объектов. Большинство нестационарных торговых объектов на территории городского округа имеют специализированный формат, реализуют молоко, хлеб, кондитерские изделия, фрукты-овощи, услуги связи, бытовые услуги, определены места сезонной реализации плодоовощной продукции местных сельхозпроизводителей, активно развивается торговля в нестационарных или мобильных торговых объектах.

В еженедельном режиме в Системе мониторинга цен и запасов товаров первой необходимости Российской Федерации формируется мониторинг розничных цен на 52 позиции социально-значимых продовольственных товаров.

Продукция товаропроизводителей Свердловской области присутствует на прилавках всех торговых объектов Каменск-Уральского городского округа - в федеральных, региональных и местных сетевых магазинах, местных магазинах пешеходной доступности.

Общественное питание

На сегодняшний день индустрия общественного питания в городе представлена большим количеством предприятий с различным уровнем обслуживания, качеством продукции, разнообразием используемого оборудования.

Количество точек общественного питания в 2023 году увеличилось по сравнению с предыдущим годом и составило на конец года 257 единиц, в 2023 году открылись 3 кафе, 1 ресторан, 1 предприятие быстрого питания, 1 закусочная, 2 кофейни, 3 бара, 4 пекарни, 1 магазин еды с доставкой.

Стабильно остаются на рынке и успешно работают, расширяя сеть своих заведений, арт-кафе «Седьмое небо», сеть предприятий кондитерской фирмы «Лакомка», кафе «Есть-поесть!», кулинарии «Планета вкуса» и другие.

У предпринимателей города пользуется популярностью организация семинаров, креатив - сессий, деловых встреч, круглых столов, презентаций в городских заведениях, таких как, «Грин Холл Отель», «Лёд&Пламя», «Камея», «Седьмое небо» и т.д.

Горожане доверяют  проведение торжественных, праздничных дат и семейных праздников предприятиям общественного питания города, во многих заведениях организованы развлекательные программы, как для взрослых, так и для детей.

В 2023 году показатель охвата горячим питанием рабочих и служащих на производственных предприятиях составил 65% (2022 год – 62%). Сохранено профилактическое питание на промышленных предприятиях АО «СинТЗ», ФГУП ПО «Октябрь», «РУСАЛ Каменск-Уральский», АО «УПКБ «Деталь».

Каменские повара и кулинары активно участвуют в международных, российских и региональных конкурсах и фестивалях кулинарного искусства.

В феврале 2023 года су-шеф рестобара «Атмосфера» Артём Иванов принял участие в проекте известного шеф-повара Константина Ивлева «Молодые ножи» на телеканале «Пятница!» в г. Москва, в результате выиграл и получил главный приз.

Осенью 2023 года в г. Екатеринбурге состоялся VII областной конкурс кулинаров по рабочему (корпоративному) питанию «Достойному труду - достойное качество питания» за звание «Лучший повар» в рамках проекта «Славим человека труда», организованном Министерством агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области. От городского округа свои работы представляли студенты Каменск-Уральского техникума торговли и сервиса Елизавета Горланова и Тимофей Иванов в номинации «Юниоры», они стали золотыми призерами и Надежда Осокина, заведующая производством санатория-профилактория «Чистый ключ», в номинации «Профессионалы», занявшая третье место.

Каждый седьмой житель нашего города заказывал и заказывает доставку еды, и спрос на эту услугу продолжил расти: потребитель стремится экономить время, затрачиваемое на покупку и приготовление пищи. Каждое второе предприятие общественного питания города предлагает услугу по доставке готовых блюд.

Внутренний туризм, набирающий обороты, показывает высокий спрос на аутентичную уральскую кухню в регионах. Всё больше городских заведений общественного питания используют местные продукты, выращенные или собранные в нашем регионе, для приготовления блюд и напитков, а также переходят на блюда и напитки из сезонных продуктов.

Заведения общественного питания в 2023 году были ориентированы на цифровизацию. Среди наиболее популярных, внедряемых повсеместно решений:

- электронные чеки, позволяющие оплатить счет, отсканировав QR-код;

- мобильные приложения, позволяющие оформлять заказы онлайн и управлять ими при помощи смартфона, например, оформить доставку или забронировать столик в ресторане, заказать определенные блюда с подачей на стол к назначенному часу;

- терминалы самообслуживания, позволяющие клиентам быстрее оформлять заказы и избегать очередей.

Развитие внутреннего и въездного туризма стимулирует развитие малого и среднего бизнеса в сфере туризма. Особое внимание на территории городского округа уделяется развитию туристской инфраструктуры. Открытие и работа предприятий общественного питания завершает полный комплекс услуг, предлагаемый, как жителям, так и гостям города.

Сфера услуг

По состоянию на 1 января 2024 года в городском округе функционировало 616 объектов бытового обслуживания, из них: в индустрии красоты – 95, по ремонту и техобслуживанию автотранспортных средств,  автомоек, автостоянок – 134, пошиву и ремонту одежды – 46 и др. В 2023 году открылись 4 детских игровых комнаты, 2 компьютерных клуба, 1 салон красоты. По сравнению с 2022 годом общее количество объектов практически не изменилось.

Всё популярнее у горожан становятся услуги ремонта, в 2023 году спрос увеличился в полтора-два раза по сравнению с уровнем 2022 года.

С каждым годом на территории города возрастает спрос населения на ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств. Спрос на услуги автосервисов в городе вырос на 25% по сравнению с 2022 годом.

Каменские предприниматели сферы услуг присоединились к общероссийской акции взаимопомощи #МыВместе, в рамках которой дети мобилизованных граждан и военнослужащих, принимающих участие в СВО, могут бесплатно посещать игровые комнаты, детские развлекательные центры, комплексы, батуты и прочие объекты, размещенные в торгово-развлекательных центрах в определенные дни и часы. В акции участвует 4 детских развлекательных центра. За счет собственных средств предприятия бытового обслуживания города оказали услуги по льготным тарифам на сумму более 2,0 млн. руб.

При высокой конкуренции и разветвленной сети предприятий бытового обслуживания главным для занятых в этом бизнесе предпринимателей остается повышение качества предлагаемых услуг и установление различных преимуществ клиентам, включая ценовые.