Трудовой батальон УАЗа. В тылу – как на фронте
План выполняли в танках и самолетах.
Военная биография Уральского алюминиевого завода полна героических примеров.
В годы войны УАЗ остался один на один со всеми алюминиевыми заводами континентальной Европы, успешно справляясь с поставленными Родиной задачами. История мировой промышленности не знала таких темпов, какими вводились в строй новые мощности – счет по пуску цехов шел на сутки! По 500 вагонов в сутки прибывало тогда с эвакуированным оборудованием и людьми. Почти 30 тысяч человек прибыли на промплощадку УАЗа, это была огромная стройка.
При этом за военные годы на фронт ушли 1657 заводчан, и трудовой подвиг оставшихся в тылу по праву приравнен к фронтовому. Тем более, почти в самом начале Великой Отечественной войны, Волховский и Днепровский алюминиевые заводы остановились.
Интересный факт: в военные годы план по металлу с уазовцев спрашивали в переводе на технику. Впрочем, неудивительно, ведь алюминий и его сплавы использовались в производстве самолетов и танков. Новаторское применение алюминиевых сплавов УАЗа при производстве двигателей позволило создать знаменитый Т-34, который считался одним из лучших танков второй мировой войны.
«Выполнение плана обозначалось не в процентах, не в тоннах. Счет был в переводе на боевую технику. Каждый день Москва звонила. Сам председатель Комитета гособороны беспокоился: «На сколько танков и самолетов дал УАЗ металла сегодня? Сколько завтра дадите?», - делился с летописцем УАЗа Николаем Голденом воспоминаниями электролизник Виноградов. И давали. Да так, что полностью закрывали потребность в металле танко- и самолетостроительных предприятий.
А еще собирали средства, чтобы помочь фронту. Так, в 1942 году заводчане собрали деньги на полное снаряжение санитарного поезда всем необходимым. В цехах собирали теплые вещи для фронта.
Мало того, по инициативе электролизников коллектив завода за счет личных средств работников собрал в 1943 году, к 25-й годовщине Красной армии, 2,5 млн рублей на строительство эскадрильи истребителей «Уральский алюминщик», которая состояла из 15-ти одномоторных истребителей «Як-7» и «Як-7Б».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года «За успешное выполнение правительственных заданий по снабжению алюминием и алюминиевыми сплавами авиационной и танковой промышленности» Уральский алюминиевый завод награжден – орденом Ленина.
108 тыс. самолетов и 95 тыс. танков было построено благодаря алюминию, произведенному на УАЗе в годы войны.