Трудовые батальоны УАЗа. В тылу – как на фронте
В этом году 9 Мая мы в 75-й раз будем отмечать годовщину Великой Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Мы несем память о подвиге наших дедов и отцов через годы, через десятилетия. Мы рассказываем потомкам, чтобы и они знали, в каких чрезвычайных условиях – в кровопролитных боях и у заводских станков - ковалась такая долгожданная Победа. Один из ярких примеров трудового подвига народа, сплотившегося в годы Великой Отечественной войны перед лицом мировой опасности, показал Уральский алюминиевый завод.
За доблестный труд! За нашу Победу!
УАЗ вошел в строй 5 сентября 1939 года – тогда был получен первый уральский алюминий. Проектная мощность электролизного цеха составила 25 тысяч тонн. Новому промышленному производству предстояло расти планомерно и постепенно. Однако УАЗ проработал в мирных условиях всего год и 9 месяцев.
Из воспоминаний М. С. Голынского, директора проектного института Гипроалюминий, (1940 г.):
- Умирать буду – буду это помнить: Сталин подошел к большой карте Европы, которая висела на стене кабинета, поднял руку и, не глядя, как бы невзначай положил ладонь на Германию: «В случае какой-либо авантюры со стороны западных держав, - при этих словах он двинул рукой в сторону Советского Союза, - Волховский и Днепровский алюминиевые заводы географически слишком близко находятся от границы; они окажутся под угрозой выхода из строя. Необходимо в глубине страны иметь крупное производство алюминия. Вот этот завод на Урале будет надежной базой для нашей военной промышленности».
Великая Отечественная война ускорила рост нового алюминиевого гиганта. В августе 1941-го остановились Днепровский и Волховский алюминиевые заводы, затем Тихвинский глиноземный. Страна потеряла по производству глинозема и алюминия больше половины мощностей, а по силумину – все 100 %. Стала важнейшая стратегическая задача: заводы, оказавшиеся в районе боевых действий, срочно демонтировать, обеспечить их полную эвакуацию на восток, в Каменск-Уральский, и в кратчайшие сроки восстановить потерянные мощности.
Осенью 1941года на станции УАЗ и 10-й километр в сутки приходило по 500 вагонов, везущих эвакуированное оборудование и людей из Ленинграда, Волхова, Запорожья и Тихвина. Несколько тысяч человек, прибыв на промплощадку УАЗа, круглосуточно рассортировывали и устанавливали прибывавшее оборудование.
Из заводской многотиражной газеты «За уральский алюминий» (декабрь, 1941 г.):
«Территория завода выглядела, как огромное поле грандиозного боя. Окончив смену в действующих цехах, сотни рабочих, инженеров и техников выходят на строительные площадки новых цехов. Вручную копают мерзлую землю, отогревая ее кострами. Не хватает механизмов – на руках подносят тяжелые детали».
Одновременно для жилья вновь прибывших строили бараки, землянки, приспосабливали чердаки и подвалы.
Тогда у предприятия обозначились два основных направления: расширять уже имеющиеся и вводить новые производства и увеличить отдачу с действующих и вновь введенных мощностей.
В годы войны УАЗ производил алюминий, кремний и один из самых востребованных сплавов алюминия и кремния – силумин, ничем не заменимый материал, из которого выполнялась большая часть деталей авиационных, танковых и автомобильных моторов. Новаторское применение алюминиевых сплавов УАЗа при производстве двигателей позволило создать знаменитый танк Т-34, который считался одним из лучших танков второй мировой войны.
В 1941 году боевой задачей номер один стала организация на имеющейся базе производства силумина. Единственный в СССР завод, производящий силумин, Днепровский алюминиевый демонтировал и срочно отправил на Урал свое специальное оборудование. К прибытию эшелона в Каменск на складах госрезерва оставалось запасов силумина на 3,5 месяца. Уже в декабре 1941-го электротермических цех УАЗа выдал первые 109 тонн кремния, которые немедленно ушли на производство силумина.
Один за другим возводились и вступали в строй дополнительные электролизные корпуса: в декабре 1941 года уже три серии давали алюминий. В IV квартале 1941 года завод дал стране столько же стратегического металла, сколько давали его в мирное время вместе взятые алюминиевые заводы страны, а в следующем году выпуск алюминия составил 162,5% по отношению к предыдущему. Выплавка алюминия на УАЗе росла небывалыми темпами: более 31 тысячи тонн за 1941 год против 13 тысяч в 1940-м. В военные годы УАЗ продолжал увеличивать объемы производства, и в 1945-м довел их до 71,5 тысячи тонн. Вплоть до января 1943 года (пуска Новокузнецкого алюминиевого завода) УАЗ являлся в СССР единственным производителем крылатого металла. Однако и в 1944 году он давал 87 % общесоюзной плавки алюминия.
За период 1941-1945 гг. с УАЗа на фронт ушли 1658 человек. Их места частично заняли люди с эвакуированных предприятий, но в большей степени пополнение кадрами происходило за счет женщин, пришедших на смену отцам, мужьям, братьям; работников, присланных по трудовой мобилизации из республик Средней Азии, и подростков-выпускников школ ФЗО. Женщинам приходилось овладевать профессиями, до войны считавшимися «мужскими»: литейщика, анодчика, электролизника. Бывшим хлопкоробам также сложно было вникать в металлургическое производство. Свои трудности были и у выпускников ФЗО: глиноземный цех – большое химическое предприятие, а в смене на сложной аппаратуре цеха – мальчишки и девчонки 14-16 лет.
Из воспоминаний Г. В. Друцкой, инженера УАЗа (1942 г.):
- Помню такой случай: милиционер привел с рынка одного подростка, который пытался продать ватник, полученный как спецовку. Это был малыш, круглолицый, с большими черными глазами и ребячьим выражением лица. Оказалось, что он работал у начальника выпарной станции Ямова. Когда мы с Георгием Владимировичем, стали выяснять, зачем он это сделал, он ответил: «Хотел купить молока», и тут же стал просить отпустить его домой «хотя бы на недельку». С какой бы радостью мы его отпустили, но война не давала на это права.
В 1945 году коллектив завода составлял 13 631 человек.
В первые годы военного лихолетья УАЗ остался единственным в стране предприятием, выпускающим алюминий и его сплавы. Завод противостоял почти двум десяткам алюминиевых заводов континентальной Европы, работавшим на военную машину фашистской Германии.
Новые мощности значительно увеличили возможности завода, но нехватка глинозема сказывалась на выпуске конечной продукции. В 1941 году в ведение завода передан Соколовский бокситовый рудник. Глиноземный цех стал использовать местные бокситы наряду с рудой Северо-Уральского бокситового месторождения. Бокситы были различны по составу, поэтому применяли комбинированную схему переработки сырья: бокситы «Красной Шапочки» (СУБРа) выщелачивали в автоклавах, соколовские − в мешалках, пульпу смешивали и перерабатывали по методу Байера. В результате производство глинозема в 1942 году по сравнению с предыдущим годом увеличилось почти на 37 %. За разработку и внедрение этого метода переработки уральских бокситов группа заводских инженеров была удостоена в 1942 году Государственной премии СССР.
Расширившись по площадям в течение военных лет в 2,5 раза, УАЗ увеличил выпуск своей продукции почти в 6 раз. За годы войны УАЗ выпустил более 11 тыс. тонн кремния, почти 80 тыс. тонн силумина и 495 тыс. тонн глинозема. В те годы была своя «система измерений» - считалось так: 0,5 тонны силумина – это танковый мотор, 2,5 тонны алюминия – бомбардировщик. 108 тысяч самолетов и 95 тысяч танков было построено из алюминия, произведенного на УАЗе в годы войны.
Благодаря уазовскому металлу боевая техника Красной Армии была своевременно обеспечена компактными и легкими двигателями, что оказалось не под силу лучшим конструкторам и промышленникам фашистской Германии.
Комсомольско-молодежные бригады УАЗа сэкономили за один 1944 год 70 миллионов киловатт-часов электроэнергии, достаточной для выпуска алюминия сверх плана еще на несколько самолетов.
Всего за 1941-1945 годы только от различного рода усовершенствований, изобретений и рацпредложений завод получил экономии около 28 миллионов рублей.
По инициативе электролизников коллектив УАЗа решил к 25-летию Красной Армии за счет личных сбережений собрать средства на строительство эскадрильи истребителей «Уральский алюминщик» и выдать сверхплановый металл для своей эскадрильи. Было собрано 2 миллиона 258 тысяч рублей. Эскадрилья состояла из 15 одномоторных истребителей «Як-7» и «Як-7Б».
С мая 1942 года по инициативе уазовцев началось Всесоюзное социалистическое соревнование среди предприятий цветной металлургии страны с вручением переходящего Красного Знамени Государственного Комитета Обороны СССР. В течение войны УАЗ 22 раза становился победителем трудового соперничества. Как память и свидетельство победы во Всесоюзном соцсоревновании коллективу завода Красное Знамя ГКО СССР вручено на вечное хранение.
В течение четырех военных лет 222 уазовца были удостоены государственных орденов и медалей. Ордена Ленина удостоены 9 человек, ордена Трудового Красного Знамени - 31, ордена Знак Почета - 75. За самоотверженный труд 36 заводчан награждены орденом Красной Звезды. 8 079 уральских алюминщиков награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В 1941-1945 гг. УАЗом руководил Ефим Павлович Славский. За неделю перед войной он был утвержден заместителем наркома Цветной металлургии СССР. Вспоминая самоотверженный труд заводчан во имя победы, Е. П. Славский говорил: «Они работали не столько, сколько надо, а работали, насколько хватало сил. Вот, если он упал, значит, работать уже не может…»
За успешное выполнение правительственного задания по снабжению алюминием и алюминиевыми сплавами авиационной и танковой промышленностей 23 февраля 1945 года Уральский алюминиевый завод и Красногорская ТЭЦ удостоены высшей правительственной награды – ордена Ленина.
Рожденный в суровые годы Великой Отечественной войны первенец алюминиевой промышленности, Уральский ордена Ленина алюминиевый завод стал предприятием, из которого впоследствии выросла мощная послевоенная промышленность страны, поскольку все родственные производства вводились в строй с помощью специалистов и с привлечением рабочих кадров УАЗа, с учетом его технических достижений и технологического опыта.
Пресс-служба «РУСАЛ Каменск-Уральский»