«Осторожно, тонкий лёд!»
Горячая линия для семей мобилизованных

Трудовые династии. Отцы и дети. Стояли у истоков

  • slider
  • slider

С Уральским алюминиевым заводом связала свою жизнь династия Кобелевых. Три поколения проработали на нем 270 лет. Они строили завод, выстояли в годы Великой Отечественной войны, трудились добросовестно и творчески. Одиннадцать представителей семей Кобелевых-Боровинских-Барбара-Шишменцевых.

Николай Васильевич Кобелев, родоначальник династии, пришел на завод совсем молодым человеком в 1935 году. Ему тогда было 23 года. Он работал, участвуя в монтаже производственного оборудования, в дальнейшем - в штате электроцеха предприятия, выполняя электротехнические работы, старшим электриком глиноземного цеха № 1, затем мастером цеха кальцинации и электротермического цеха, мастером литейного участка электролизного цеха № 2.

С рождения Николай страдал пороком сердца. В годы войны он был оставлен в тылу, но не только поэтому, а как высококвалифицированный специалист. Работал на пределе, как и весь завод, спал прямо в цехе, домой приходил раз в неделю. Однажды в нерабочее время он вместе с другими электриками очищал фонари, за что руководство завода поблагодарило его за организацию этой работы. Николай Кобелев был награжден медалью «За добросовестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», похвальным листом «За долголетнюю службу в алюминиевой промышленности».

Николай Васильевич был человеком очень активным, разносторонним. Любил работать в саду и ездил за редкими саженцами, обожал радио - слушал ночами зарубежные хиты, настраивая приемник на волны различных радиостанций. Катался на лыжах и занимался фигурным катанием. Когда семья собиралась в праздники, веселил всех игрой на балалайке.

В 47 лет его не стало. Николай Кобелев прожил яркую и недолгую жизнь, проработав на УАЗе 24 года.

В 1935 году вместе с братом на завод пришла и Лидия Кобелева (в замужестве Боровинская). Лидия Васильевна была зачислена в штат проектного отдела строящегося УАЗа копировщицей, затем – техником технического отдела завода. В 1937-1947 годах работала секретарем главного инженера, секретарем отдела главного энергетика, делопроизводителем и секретарем директора завода. С 1947-го Лидия Васильевна трудилась в электролизном цехе № 1 УАЗа плавильщиком, а с 1958-го по 1961-й – литейщиком. Вела активную общественную работу в профкоме завода. Проработав на заводе 26 лет, она ушла на пенсию в 1961 году. Многолетний безупречный труд Лидии Васильевны отмечен медалями «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

На смену матери пришел в 1965 году на завод молодой перспективный специалист - глиноземщик Вадим Боровинский. По окончании алюминиевого техникума в 1962-м он уехал по распределению в Томск. Но спустя три года по семейным обстоятельствам вернулся Каменск-Уральский.

До 1969 года Вадим Петрович работал выпарщиком и старшим аппаратчиком и одновременно учился в Уральском политехническом институте по специальности «Металлургия цветных металлов».

Получив высшее образование, Вадим Боровинский переехал в Ленинград, где занялся научной работой во Всесоюзном алюминиево-магниевом институте (ВАМИ) (ныне – АО «РУСАЛ Всероссийский Алюминиево-магниевый Институт»), в котором проработал до 2015 года. Сначала младшим научным сотрудником глиноземного отдела лаборатории автоматизации, затем старшим инженером лаборатории по переработке алюминатных растворов, заведующим группой, старшим и позже ведущим научным сотрудником той же лаборатории.

Вадим Петрович - автор 43 научных трудов, 50 статей, 10 научных отчетов, 49 авторских свидетельств и патентов (из них 24 в соавторстве), из которых 6 внедрены на ряде глиноземных заводов. Был неоднократно представлен на Доске Почета института. Награжден медалью «Ветеран труда», знаком «Почетный изобретатель СССР», двумя медалями ВДНХ, двумя знаками «Победитель социалистического соревнования» (1977 и 1980 гг.). Все научные труды были внедрены на заводе в глиноземное производство, тесно сотрудничал с УАЗом на протяжении всей жизни.

Три дочери Николая Васильевича тоже связали свою жизнь с Уральским алюминиевым заводом.

После окончания алюминиевого техникума на завод пришла старшая дочь Нина (в замужестве Барбара) – она отработала на заводе в глиноземном цехе три года. Его вторая дочь Татьяна посвятила заводу 38 лет: сначала трудилась фактуровщицей в главной бухгалтерии завода, затем в финотделе. Пришла работать на завод и третья дочь Тамара. Она выучилась на карщицу, затем на шихтовщицу. Отработала в глиноземном цехе 19 лет. Имеет благодарность за безупречный и добросовестный труд.

Почему три дочери Кобелевых связали свою жизнь с УАЗом? Ответ прост. Оставшись без кормильца, чтобы прокормить себя и больную маму, девушки отправились на завод, которому отец посвятил всю свою жизнь и о котором часто рассказывал детям.

Владимир Кобелев, племянник Николая Васильевича, также работал на УАЗе в глиноземном цехе. Он был мастером спорта по многоборью и по лыжным гонкам, в 1970-х годах возглавлял спортивный комплекс «Салют», принадлежавший в те годы заводу. В одном цехе с ним работала и его жена. Людмила Дмитриевна Астафьева (в замужестве Кобелева) после окончания в 1962 году алюминиевого техникума по специальности «Производство глинозема» была направлена на УАЗ, где работала каустификаторщиком, репульпаторщиком, аппаратчиком-гидрометаллургом, сгустительщиком. Заводу она отдала 21 год своей трудовой жизни.

Третье поколение Кобелевых продолжило добрую традицию - работать на Уральском алюминиевом. Молодой девушкой после окончания института инженеров транспорта пришла на завод Светлана Шишменцева, дочь Нины Николаевны Барбары. В железнодорожный цех как раз нужны были специалисты.

- Когда я пришла в цех, поняла, как сильно теория отличается от практики. Приходилось решать задачи, о которых в институте нам не рассказывали, - вспоминает Светлана Герасимовна. – Поработав в ЖДЦ, я ушла в финансовый отдел. Получила второе высшее образование, трудилась в финотделе четверть века. Но потом снова вернулась в железнодорожный цех специалистом по охране труда.

Светлана Шишменцева – ветеран труда, ее трудовой стаж на заводе - 34 года. Как и многие ее родственники, она спортсменка: участница соревнований обкома профсоюзов по скоростному бегу на коньках, кандидат в мастера спорта.

К слову, работала на УАЗе в проектном бюро и свекровь Светланы Шишменцевой – Таисия Ивановна. Заводу она отдала 21 год.

Сын Нины Николаевны, Петр Барбара, по окончании алюминиевого техникума устроился на газоочистку в электролизный цех. Петр Герасимович – ветеран труда завода, отработал на предприятии 22 года.

- Мне посчастливилось работать на заводе, где трудились мой дед, мама, брат и другие родные мне люди, - делится Светлана Герасимовна. - Я считаю своим долгом сохранить память о каждом, поэтому собираю семейный архив.  Начала это делать, еще когда мои дети учились в школе: нужно было готовить презентации о нашей династии. Заинтересовавшись, стала изучать личные дела своих родственников, общалась с тетушками. История моей семьи укрепила во мне чувство гордости, что и я вкладываю в работу родного завода частицу своего труда. УАЗ был и остается большой школой жизни для каждого из нас.

Пресс-служба «РУСАЛ Каменск-Уральский»

Администрация городаАдминистрация города