ВНИМАНИЕ! НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ!
Горячая линия для семей мобилизованных

Трудовой батальон УАЗа. В тылу – как на фронте

За годы войны только дважды в виде исключения был разрешен массовый призыв уазовцев: партийно-комсомольский призыв 1942 года и призыв февраля-марта 1943 года – в связи с формированием Уральского добровольческого танкового корпуса. Тем не менее, за период с 1941 по 1945 год с УАЗа на фронт ушли 1658 человек.

Их рабочие места частично заняли люди с эвакуированных предприятий, но в большей степени пополнение кадрами происходило за счет подростков – за счет выпускников фабрично-заводских школ и женщин, пришедших на производство, чтобы заменить у станков и агрегатов своих братьев, мужей, отцов. Женщины овладевали основными профессиями – работали литейщиками, электролизниками, анодчиками. Рабочими инструментами в «горячих» цехах были лом, кувалда, большое зубило на длинной рукоятке.

 

Мы выжили и выстояли!

Ветеран УАЗа Тамара Петровна Белоусова в полной мере испытала на себе все трудности военного времени. Она уже ушла из жизни, но ее воспоминания очень ярко передают, чем жили в то время каменцы, какими они были, о чем мечтали.

«Когда я пришла в заводской отдел кадров, там только вздохнули: «Уже детский сад на работу устраиваться идет...». Шел 1942-й, военный год, а мне только-только исполнилось 14 лет: маленькая, худенькая, большеглазая.

Но выбора у меня не было: когда старшие братья ушли на фронт, я, самая младшая в семье, осталась у мамы одна. Нужно было отоваривать хлебные карточки - на каждую давали по 200 грамм хлеба в день. А чтобы купить хлеб, денег у нас просто не было. Дело в том, что до войны наша семья жила в деревне, и маме, как бывшей колхознице, пенсия не полагалась. Тогда вдвоем мы перебрались в Каменск-Уральский и поселились в землянке: небольшом, темном помещении, вырытом прямо в земле, обшитым внутри свежеструганными досками.

Так в 14 лет я стала уазовцем и попала в один из самых «жарких» тогда цехов - электролизный. Направили меня в цех из отдела кадров учеником счетовода. Страха перед работой не было. Я понимала, что иначе нам с мамой не выжить, ведь голодали тогда страшно. В военные годы чувство голода было постоянным. А нам, подросткам, нужно было не только работать, но и расти.

К тому времени я окончила 7 классов школы, и образование позволяло выполнять эту ответственную работу. Впрочем, в военное время не ответственной работы не было. За пятиминутное опоздание на смену могли осудить.

Начались рабочие будни: главные инструменты счетовода — огромные деревянные счеты с костяшками и ручка-перо с чернильницей. Плюс еще одна счетная машинка на пятерых, которой пользовались по очереди. Не вовремя выполнить работу, то есть правильно просчитать всю цеховую зарплату, было нельзя. День в день и час в час ее должен был получить каждый работник. Поэтому нередко задерживались до полуночи, а чтобы не уснуть, хором за работой пели песни: военные, какие пела тогда вся страна.          Как рабочему человеку, мне тогда полагалось 450 грамм хлеба: темного, сыроватого, вкуснее которого, казалось, ничего быть не может, да еще ежедневный обед в заводской столовой с горячим, жидким супчиком.

Однако меня это не удержало, когда подружки предложили вместе поехать учиться в школу связистов в областной центр, чтобы потом - на фронт, воевать...

Сейчас удивляюсь сама себе, а тогда это считалось обычным, нормальным поступком, хотя нам, девчонкам, только исполнилось по шестнадцать. И вот я уже в солдатской суконной шинели, перетянутой на талии ремнем, с пилоткой на светло-русых волосах, изучаю военное дело, готовлюсь стать солдатом. Но попасть на фронт мне не удалось. Мама, которая осталась совсем одна и без помощницы, пошла в военкомат и со слезами упросила вернуть домой дочь-кормилицу.

Невесть какие деньги получали в то время уазовские счетоводы, но в работу мы вкладывали всю душу. А как иначе? И мыслей не было отказаться от любой другой работы: нередко приходилось грузить вагоны, целую смену забрасывая 16-килограммовые алюминиевые чушки на верхотуру. А когда не было кассира – сами выходили в цех выдавать зарплату.

За 52 года уазовского трудового стажа, который начался в военное время, я стала старшим бухгалтером цеха, трудилась в главной бухгалтерии предприятия, награждена медалями «Участник трудового фронта», «Ветеран труда», заводскими грамотами.

День Победы - очень дорогой для меня праздник. Я часто вспоминаю 9 мая победного, 1945 года: как радовались и плакали тогда... Но главное -  выжили и выстояли».

 

         Подготовила Татьяна ПОЛЯКОВА

Администрация городаАдминистрация города