УАЗ: 20 лет с Тиманом
20 лет назад, в октябре 1998 года, на УАЗе начата промышленная переработка бокситов Средне-Тиманского бокситового месторождения (Республика Коми). За это время на предприятии принято и введено в производство 25,65 млн тонн боксита.
Октябрь ознаменовался важной датой не только для Уральского алюминиевого завода, но и для всей отечественной глиноземной отрасли в целом. С конца 1970-х годов сырьевая база Уральского региона уже не обеспечивала в полном объеме потребности в сырье для производства глинозема на УАЗе. В поиске альтернативных источников сырья выбор был остановлен на СТБР - новом отечественном месторождении, открытом в начале 1970-х годов. Этот выбор был не случаен: тем самым в России началось формирование собственной сырьевой базы для развития алюминиевой промышленности Урала. Руда Тимана стала источником сырья для УАЗа с перспективой наращивания мощностей по переработке бокситов в Уральском регионе.
В начале 1990-х годов УАЗ начал отработку технологии по вовлечению в производство боксита Среднего Тимана. В 1995 году на УАЗ была доставлена представительная проба тиманского боксита весом в 1 тонну. Заводские специалисты опробовали этот боксит в лаборатории и на опытном заводе экспериментального цеха. Результаты показали, что боксит нового месторождения вполне соответствует уазовской технологической схеме переработки в байеровской ветви глиноземного производства УАЗа.
Затем также успешно завершились промышленные испытания опытной партии боксита весом около 13 тыс. тонн. Они проходили по специальной схеме переработки, для чего в отдельную нитку был выделен комплекс оборудования. Именно в это время и началось освоение Средне-Тиманского бокситового месторождения. Тогда боксит с рудника до железной дороги доставляли самосвалами по «зимнику», накапливали на станции Чиньяворык и уже оттуда отгружали на УАЗ.
В октябре 1998 года первые 17 700 тонн тиманского боксита были введены в производство. Тем самым УАЗ стал уникальным предприятием отечественной алюминиевой промышленности, который в четвертый раз успешно освоил технологию переработки нового отечественного бокситового месторождения (до этого успешно были освоены бокситы Соколовского бокситового рудника Каменского района, Северо-Уральского и Южно-Уральского бокситового рудников).
Доля тиманского боксита в сырьевой корзине УАЗа росла и растет ежегодно. В настоящее время УАЗ использует в производстве глинозема по способу Байера только руду СТБР. За это время УАЗ и СТБР проделали огромную совместную работу по стабилизации качества и влажности отгружаемого боксита.
Один из приоритетов РУСАЛа – расширение собственной сырьевой базы. Дальнейшая кооперация «Боксита Тимана» и УАЗа выгодна обоим предприятиям РУСАЛа, ведь они являются гарантами друг другу в работе. С одной стороны, завод является генеральным потребителем руды Тимана. За 25 лет горняки «Боксита Тимана» добыли 35 млн тонн руды, более 70 процентов которой было переработано на УАЗе. С другой стороны, грамотное использование работниками УАЗа положительных и снижение отрицательных свойств боксита СТБР позволило значительно снизить себестоимость продукции и стать более конкурентоспособными. В дальнейшем с расширением производства глинозема на УАЗе потребление боксита Средне-Тиманского бокситового рудника будет только возрастать.
В настоящее время «Боксит Тимана» и УАЗ являются динамично развивающимися предприятиями в структуре РУСАЛа, а их совместные проекты остаются одними из приоритетных для Компании. Не случайно УАЗ и «Боксит Тимана» стали пилотными площадками РУСАЛа по внедрению международных стандартов для компаний, производящих низкоуглеродный, экологичный алюминий. Эти стандарты в перспективе станут базой устойчивости в производственно-сбытовой цепочке.
Сегодня «Боксит Тимана» приступил к освоению нового Верхне-Щугорского месторождения, где планируется поднять на-гора 53 млн тонн боксита, а балансовые запасы рассчитаны на предстоящее 20-летие. Это является устойчивым гарантом перспективного развития «Боксита Тимана» и УАЗа, гарантирует стабильную работу на долгие годы, обеспечит новые рабочие места, а также дальнейшее социально-экономическое развитие регионов, в которых успешно реализуются социальные проект: культурные, образовательные, спортивные.