В «Юности» вспомнили о юбилеях Щелкунчика и Шерлока Холмса
В последние дни 2017 года мировая культурная общественность отмечала 125-летие балета «Щелкунчик». Его премьера состоялась в декабре 1892 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга – и это был последний спектакль на музыку Чайковского, поставленный в Мариинке при жизни композитора: в октябре следующего, 1893 года великого маэстро не стало…
А через 125 лет после той премьеры у нас в городе, во дворце культуры «Юность» было показано драматическое представление «Новое приключение Щелкунчика и ёлочных игрушек»: с 23 декабря по 8 января, с перерывом на праздники, юные каменцы смотрели старую сказку, рассказанную на новый лад, и слушали бессмертную музыку Петра Ильича, вплетённую в ткань спектакля.
Идею поставить «Щелкунчика» режиссёр театра «Да здравствуют дети!» Людмила Иванова вынашивала давно, да как-то всё не складывалось. Людмила Борисовна перечитала множество пьес-инсценировок, написанных по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», но ни одна из них не легла на душу.
К слову сказать, в основу либретто Мариуса Петипа для балета Чайковского была положена вовсе не оригинальная сказка Гофмана, а её переработка, сделанная самим Александром Дюма, – в XIX веке к выбору литературного материала тоже относились серьёзно!..
Не прикипев сердцем ни к одной из пьес, Иванова решила написать свою собственную и пригласила в соавторы своего коллегу по театру Дмитрия Кочеткова – его сценарии неоднократно признавались лучшими на ежегодных конкурсах новогодних представлений, проводимых городским управлением культуры. В результате получился сюжет, в котором действие происходит в старинном доме, где живёт дворянская семья, где за тремя детьми присматривают русская нянюшка и гувернантка-немка, и где под Рождество появляются мыши во главе со своим королём и устраивают тарарам, объявляя войну людям и игрушкам. Но Щелкунчик и главная героиня – девочка Маша одерживают победу, а мыши превращаются в ёлочные игрушки.
Почти все роли в спектакле и все хореографические номера исполнили юные актёры театра «Да здравствуют дети!» и ансамбля современного танца «Каскад». Кстати, в первой постановке балета в Мариинском театре тоже участвовали дети – учащиеся Петербургского Императорского театрального училища. Современники вспоминали, что композитор принёс им за кулисы целую корзину конфет.
Не обошлось без конфет и за кулисами ДК «Юность», однако главной «сладостью» была всё-таки радость от интересной и сложной работы. Диалоги персонажей нужно было совместить не только с танцами, но и с вокалом: на музыку Чайковского было написано 5 песен, а в их записи приняли участие вокальный ансамбль «Веснушки» ДК «Юность», хор мальчиков «Вдохновение» детской музыкальной школы № 2, вокалистка Елена Сахарова, а также актёры, принимавшие участие в спектакле.
Идея не только сыграть и станцевать, но ещё и спеть «Щелкунчика», между прочим, не так уж нова: первоначально Чайковский хотел соединить в одном произведении оперу и балет, но затем всё-таки решил остановиться на классическом балете. Получается, что наш спектакль, в определённом смысле, ближе к первоначальному замыслу композитора, чем окончательный вариант.
Добавим, многие юные актёры на большую сцену вышли впервые, и играть им пришлось вовсе не самих себя, а детей другой эпохи – с другими манерами, с другим лексиконом…
Случился в 2017 году и ещё один юбилей, который, правда, отмечался не столь широко: 130 лет назад, в 1887 году, был опубликован роман Артура Конан Дойла «Этюд в багровых тонах», в котором впервые был упомянут сыщик Шерлок Холмс. В ДК «Юность» невзначай вспомнили и об этом: в театрализованно-игровом представлении были задействованы персонажи Шерлок Мопс и Доктор Гавсон – собаки-ищейки, которые, накануне Года Собаки, по Восточному календарю, пустились на поиски Деда Мороза и разоблачили козни хитроумного профессора Мяуреарти.
За обе эти работы коллектив «Юности» получил поощрительные призы от управления культуры – дипломы за художественное оформление и лучшую хореографию, а Алексей Зубков и Дмитрий Кочетков – дипломы за лучшие роли Деда Мороза и лучший образ собаки – символа наступившего года соответственно.
Оксана Птичкина (по информации ДК «Юность»)