Трудовой батальон УАЗа. В тылу – как на фронте
244, 4 тыс. тонн алюминия произвел в годы Великой Отечественной войны Уральский алюминиевый завод. Этот металл стал вкладом заводчан в Великую Победу. Трудовой подвиг коллектива УАЗа и Красногорской ТЭЦ отмечены высшей правительственной наградой - орденом Ленина. Во многом благодаря этому беспримерному подвигу тружеников тыла Каменск-Уральский по праву может претендовать на почетное звание «Город трудовой доблести».
С сентября 1941 года по февраль 1943 года УАЗ был единственным предприятием в стране, выпускавшим эту стратегическую продукцию, он противостоял 20 алюминиевым заводам, работавшим на фашистскую Германию.
«Крылатый» металл пользовался в военное время особым спросом. Он был необходим авиационной, танковой, автомобильной, судостроительной, приборостроительной и другим отраслям оборонной промышленности. Чтобы удовлетворить все возрастающие нужды фронта в этом металле, во время войны начали широко применяться сплавы – силумины, дюралалюмины и другие. Без магниевых и алюминиевых порошков нельзя было изготовить зажигательные бомбы, снаряды, осветительные ракеты. За годы войны УАЗ выпустил более 11 тыс. тонн кремния, почти 80 тыс. тонн силумина и 495 тыс. тонн глинозема.
Уже в октябре 1941 года началось строительство второй очереди алюминиевого завода.
«Территория завода выглядела, как огромное поле грандиозного боя. Окончив смену в действующих цехах, сотни рабочих, инженеров и техников выходят на строительные площадки новых цехов. Вручную копают мерзлую землю, отогревая ее кострами. Не хватает механизмов – на руках подносят тяжелые детали», − сообщает в декабре 1941 года многотиражная газета «За уральский алюминий».
На строительные площадки приходили люди, не имевшие до этого никакого отношения к строительству, − домохозяйки, работники культуры, студенты, учащиеся. Они брались за ломы, лопаты, топоры, рыли котлованы, возводили стены корпусов новых цехов.
Трудовой подвиг уазовцев военной поры отмечен самыми высокими наградами: ордена Ленина удостоены 9 человек, ордена Трудового Красного Знамени − 31, ордена Знак Почета − 75. За самоотверженный труд 36 заводчан награждены орденом Красной Звезды, а медалью «За доблестный труд в Великую Отечественную войну» более 8 тыс. человек. Коллективу УАЗа на вечное хранение вручено Красное знамя Государственного комитета обороны СССР.
23 февраля 1945 года за успешное выполнение заданий правительства УАЗ награжден орденом Ленина.
Премия − зимнее пальто
Предлагаем читателям первую публикацию из цикла воспоминаний ветеранов УАЗа. Многие из тех, кто трудился в годы войны на заводе, к сожалению, уже ушли из жизни, в том числе и Галина Михайловна Дрин. Но их трогательные и искренние рассказы останутся памятью о наших земляках – героях трудового фронта.
Из воспоминаний труженицы тыла Галины Михайловны Дрин:
«Когда я впервые, в военном 1943 году, прошла через заводскую проходную, оказалась в полном восторге от масштаба стройки и растущих цехов.
Ремонтно-механический цех, ставший мне родным, покорил с первого дня знакомства: ровным шумом множества станков, скольжением крановых колес. Все это казалось мне музыкой, под которую я буду работать.
Меня направили в смену Андрея Тимофеевича Ткаченко, требовательного, справедливого, честного человека. Первый месяц моей токарной работы оказался непростым: с трудом справлялась со станком, на котором приходилось обрабатывать тяжеленные колеса вагонеток. Норму не выполнила, чем заслужила насмешки сверстниц. Зато уже на следующий месяц стала догонять своих подруг. Вскоре на завод поступили новые токарные станки английского и американского производства. Когда их распаковали − не могла отвести глаз! За смену не раз подбегала к станку: гладила его, крутила ручки, говорила с ним. Однажды мастер застал меня за этим занятием, а на следующий день спросил, хочу ли я работать на таком станке? Я думала, что у меня сердце выскочит от радости. С этого момента я стала проявлять изобретательность, повышать производительность, догонять своих сверстниц. Спасибо моему мастеру Ткаченко, который вселял в меня уверенность. Был такой случай: в ночную смену он принес шесть клинкеток насоса − отливку, сказал, что к утру надо сделать. Я посмотрела чертеж: работа сложная, не ниже 6-7 разряда. Сказала, что вряд ли смогу сделать. Он тогда кулаком по станине: «Никогда не говори, что не сможешь! Ты все сможешь». И ушел. А у меня слезы по щекам. Но сколько не реви − делать надо. Эти слова мастера «Ты можешь все!» определили мое будущее.
К любой работе на станке я относилась вдумчиво: внимательно читала чертеж, принимала решение, как можно сделать ее быстрее и экономичнее. К примеру, нашла решение по операционному изготовлению втулок к цепям элеватора. При этом производительность увеличилась в несколько раз. Были такие работы, где я вырабатывала до 1000 процентов. Шла война, и наш цех сравнивали с пожарной командой: срочные заказы нужно было делать очень быстро и качественно. Моими результатами заинтересовалась областная газета «Уральский рабочий», пришлось давать интервью. Кстати, это интервью сыграло немаловажную роль в моей судьбе. Меня вызывают в партком, куда я прибываю после работы. Секретарь заводского парткома Иван Карпович Стрельченко встает навстречу: «Знаю тебя только по газетам, а сейчас вижу, какая ты! А почему в спецовке?» А мне сказать стыдно, что ватные брюки и фуфайка − это все, что у меня есть из одежды.
Вскоре при подведении итогов соцсоревнования во Дворце культуры УАЗа, где награждали передовиков производства, мне вручили зимнее пальто с искусственным цигейковым воротником.
Вся моя семья − родители, сестры и брат − жили в общежитии, спали все на двухъярусных койках. Пусть голодно, зато весело и дружно! По выходным организовывали танцы на лестничных площадках: кто приходил с гармошкой, кто с гитарой. Вместе праздновали желанный День Победы. Никогда не забуду, как нам торжественно, прямо в цехе, вручали медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Подготовила Татьяна ПОЛЯКОВА