ВНИМАНИЕ! НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ!
ВНИМАНИЕ! ВЫСОКАЯ ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ!
Горячая линия для семей мобилизованных

Экология

Основными факторами, характеризующими экологическую обстановку, являются состояние атмосферного воздуха, водных объектов и почвы.

Уровень загрязнения атмосферы в Каменск-Уральском городском округе в 2023 году относится к категории «высокий». Приоритетными веществами, определяющими комплексный индекс загрязнения атмосферного воздуха, являются фторид водорода, твёрдые фториды, взвешенные вещества, диоксид азота и марганец.

Изменение уровня загрязнения атмосферного воздуха по сравнению с предыдущими годами связано с изменением оценки уровня загрязнения за 2021 год в связи с ужесточением нормативов СанПиН 1.2.3685-21 и, соответственно, с изменением перечней и приоритета веществ, определяющих комплексный индекс.

При этом в атмосферном воздухе снижается среднегодовое содержание диоксида азота, оксида азота, оксида углерода и пыли мелкодисперсной. Среднегодовое содержание диоксида серы осталось на уровне 2016 года. По измеряемым веществам: диоксиду азота, оксиду азота, диоксиду серы и оксиду углерода превышения нормативов не зафиксированы.

Степень улавливания твердых загрязняющих веществ пылегазоочистными установками в целом по городскому округу составляет до 96,3%.

Почвы городского округа находятся под воздействием таких загрязняющих веществ, как бенз(а)пирен, кадмий, мышьяк, ртуть, селен, цинк и др. Плохое состояние почв обусловлено техногенным воздействием промышленных предприятий и транспортно-дорожного комплекса.

На территории городского округа расположено 20 объектов размещения отходов общей площадью 547,14 га. Объекты размещения отходов эксплуатируются 9 субъектами хозяйственной деятельности.

Максимальное количество отходов образовано: «РУСАЛ Каменск-Уральский» (минеральные шламы), АО «СинТЗ» (окалина замасленная), ОАО «КУМЗ» (алюминийсодержащие отходы).

Рекультивацию отработанных шламоотвалов (шламохранилищ) в 2020-2022 годах осуществляли АО «СинТЗ», АО «КУЗОЦМ».

Сброс в поверхностные водные объекты (река Исеть и ее притоки) осуществляют 13 предприятий, имеющих 21 выпуск сточных вод.

Основные источники загрязнения водных объектов:

  • «РУСАЛ Каменск-Уральский» – 24,27 млн. м3;
  • АО «Водоканал Каменск-Уральский» – 14,25 млн. м3;
  • АО «СинТЗ» – 4,81 млн. м3;
  • ОАО «КУМЗ» – 3,32 млн. м3.

Для улучшения качества сбрасываемых сточных вод, снижения их влияния на водные объекты и уменьшения объема сброса, необходимо строительство новых, реконструкция и расширение действующих очистных сооружений, строительство локальных очистных сооружений, блоков доочистки, а также ввод в эксплуатацию систем оборотного и повторного водоснабжения.
Строительство очистных сооружений предусмотрено ОАО «КУМЗ» (объединенные очистные сооружения промышленно-ливневых сточных вод предприятия, с дальнейшим прекращением сброса сточных вод в Волковское водохранилище, 2020–2024 гг.).

Со сточными водами предприятий в поверхностные водные объекты поступают загрязняющие вещества: нефтепродукты, взвешенные вещества, сульфаты, хлориды, азот аммонийный, алюминий, железо, марганец, медь, фтор, фосфаты, кальций и др.

На территории городского округа действует 11 комплексов очистных сооружений суммарной проектной мощностью 59,0 млн. м3/год: 1 комплекс биологической очистки, 5 комплексов механической очистки, 5 комплексов физико-химической очистки. Нормативную очистку сточных вод не обеспечивает ни одно очистное сооружение.

Остро стоит проблема отвода с городских территорий ливневых стоков и их дальнейшей очистки перед сбросом в водные объекты. Отсутствие очистных сооружений ливневого стока приводит к сбросу в водные объекты большого количества загрязненных сточных вод, содержащих взвешенные вещества, нефтепродукты, железо, сульфаты и др.

В 2023 году на реализацию природоохранных мероприятий с учетом всех источников финансирования направлено более 200 млн. руб., за счет средств местного бюджета – 10,3 млн. руб.

С 1 января 2019 года согласно статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с ТКО.

Уполномоченным органом на принятие решений о согласовании создания места накопления ТКО и на ведение реестра мест накоплений ТКО определен Отраслевой орган Администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству. Разработаны форма заявления о создании площадки накопления ТКО, форма заявления о внесении сведений о существующей площадке накопления ТКО в реестр (961 существующая площадка). На официальном сайте муниципального образования в разделе «Уведомления регионального оператора» размещены графическое изображение мест (площадок) накопления ТКО на карте городского округа, формы документов. За период с 01.01.2019г. по 01.01.2024г. в Реестр внесены сведения о 530 площадках накопления ТКО по заявлениям физических и юридических лиц.

МКУ «Управление городского хозяйства» (далее – МКУ «УГХ») проведены работы по созданию и обустройству 107 мест (площадок) накопления ТКО на территории малоэтажной застройки.

Реализуется План мероприятий по экологическому просвещению населения и пропаганде бережного отношения к окружающей среде на территории Каменск-Уральского городского округа. В образовательных организациях с учащимися проводятся классные часы, беседы, направленные на повышение культуры в сфере обращения с ТКО, формирование экологической культуры личности; в городских СМИ проводится информационная и разъяснительная работа среди населения в сфере реализации новых правил обращения с ТКО.

С 2020 года территория Каменск-Уральского городского округа стала одной из пилотных территорий по внедрению раздельного сбора и накопления ТКО, как территория, с которой ТКО направляются на мусоросортировочные комплексы, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области.

В 2020 году были установлены контейнеры для раздельного (дуального) сбора и накопления ТКО по 7 адресам. Отсортированные фракции (бумага, стекло, пластик, ПЭТ-бутылки, алюминиевые банки) поступают на мусоросортировочный комплекс, расположенный на полигоне ТКО (АО «Горвнешблагоустройство»), где производится досортировка, упаковка и транспортировка каждой фракции на перерабатывающие предприятия.

В 2021 году ОМС «Управление образования Каменск-Уральского городского округа» приобретены контейнеры для раздельного сбора ТКО (210 шт.) на условиях софинансирования за счет средств областного бюджета (97%), которые были установлены на 104 контейнерных площадках образовательных учреждений.

В 2022 году МКУ «УГХ» закуплены 607 контейнеров для раздельного накопления ТКО за счет средств субсидии из областного бюджета в рамках национального проекта «Экология», федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». Контейнеры планируется установить на контейнерных площадках жилищных потребителей и на спортивных объектах, использующихся для проведения спортивных массовых мероприятий.

С 1 сентября 2022 года в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, касающиеся порядка работы с объектами накопленного вреда окружающей среде. Новшествами стали:

- положения о целевом характере средств от «экологических платежей» (платы за негативное воздействие на окружающую среду, штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды, платежей по искам о возмещении вреда, платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причинённого окружающей среде) для их направления на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и иные природоохранные мероприятия;

- порядок использования «экологических платежей»;

- возможность использования средств («экологических платежей»), поступающих в федеральный бюджет, для реализации природоохранных мероприятий на территории субъекта (муниципального образования).

Для реализации указанных изменений подготовлены и направлены предложения в План природоохранных мероприятий Свердловской области на 2024 год на сумму 37,6 млн. руб.

Основной задачей 2024 года является обеспечение экологически устойчивого развития территории городского округа. Для ее решения предполагается использовать финансовые ресурсы организаций-природопользователей, а также средства местного бюджета. Для снижения негативного воздействия на окружающую среду за счет бюджетных средств будут реализованы мероприятия по мониторингу атмосферного воздуха, радиационного состояния, уровня подземных вод, уровня загрязнения атмосферного воздуха на автомагистралях городского округа, сохранению ресурсов животных, экологическому воспитанию и образованию.