«Осторожно, тонкий лёд!»

Правила оказания физкультурно-оздоровительных услуг сделали полезными для исполнителей и потребителей

1 сентября 2023 года вступили в силу Правила оказания физкультурно-оздоровительных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2023 года № 129. Срок действия Правил ограничен - 1 сентября 2029 года.

Правила регулируют отношения между потребителями (заказчиками) и исполнителями в сфере оказания физкультурно-оздоровительных услуг. Правила эти полезные и долгожданные, поскольку было недостаточно общих положений об оказании услуг, которые даны в Гражданском кодексе, Законе о защите прав потребителей и Законе о физической культуре и спорте. Новые Правила не только защитят граждан, но и упростят работу организаций, которые оказывают физкультурно-оздоровительные услуги (ФОУ).

Основные плюсы Правил оказания физкультурно-оздоровительных услуг:

  • нет ограничений по видам оказываемых ФОУ;
  • договор об оказании ФОУ можно заключить дистанционно;
  • цена по договору об оказании ФОУ должна быть одинаковой для всех, за исключением льготников;
  • ФОУ должны соответствовать требованиям к качеству их оказания согласно Закону о защите прав потребителей;
  • исполнитель по просьбе потребителя обязан вызвать скорую помощь и предоставить аптечку для оказания первой помощи.

 

Исполнитель обязан довести до потребителей определенную в Правилах информацию любым публичным способом – разместить ее на информационном стенде, доске объявлений, сайте или странице в социальной сети. Информация должна быть представлена таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с ней неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени.

К такой информации относятся:

 

перечень оказываемых ФОУ, форма и условия их оказания, в том числе способы и порядок их оплаты;

сведения о сроках оказания услуг;

сведения об условиях изменения или расторжения договора;

перечень и цена дополнительных услуг, оказываемых исполнителем за отдельную плату в рамках заключенного договора, условия их приобретения и порядок оплаты;

перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот;

адрес, по которому принимаются претензии;

номера телефонов исполнителя;

информация по Закону о защите прав потребителей.

 

Договор может быть заключен в письменной форме, в том числе дистанционным способом. Подтверждение заключения договора на условиях оферты, которая содержит существенные условия договора, после получения исполнителем сообщения потребителя (заказчика) о намерении заключить договор должно содержать номер заказа или иной способ идентификации заказа, который позволяет потребителю (заказчику) получить информацию о заключенном договоре и его условиях.

Ответственность потребителей ограничили

Потребитель обязан возместить убытки, причиненные исполнителю. При этом под убытками понимаются утрата или повреждение имущества. Упущенную выгоду исполнителя потребитель возмещать не должен, т.е. не будут учитываться доходы, которые исполнитель не получил по вине потребителя.

Например, если потребитель сломал тренажер в фитнес-клубе, то он обязан покрыть расходы исполнителя на то, чтобы вернуть его в работоспособное состояние (если тренажер подлежит ремонту) или приобрести новый (если тренажер невозможно отремонтировать).

Правила устанавливают, что вред, причиненный жизни или здоровью потребителя в результате предоставления услуг ненадлежащего качества, исполнитель обязан возместить в соответствии с законодательством Российской Федерации. Но как определить качество физкультурно-оздоровительных услуг? Например, если человек получил травму во время тренировки, можно ли считать, что ему оказали услугу ненадлежащего качества?

Нужно учитывать: имеются ли у тренера специальные знания и подтверждающие их документы (диплом, свидетельства); ознакомили ли потребителя с правилами техники безопасности и соблюдались ли они, в том числе высох ли пол после клининговых процедур, следил ли тренер за выполнением упражнений, исправностью спортивного инвентаря и т.д. В случае судебного разбирательства также будут важны: показания свидетелей, анализ документации и журналов исполнителя, наличие дисциплинарных взысканий у тренера, акт ревизии спортинвентаря и т.д.

Если суд установит, что исполнитель причинил вред потребителю, то с него могут быть взысканы: утраченный заработок; расходы на лекарства, медицинские изделия  и услуги; сопутствующие расходы (например, расходы на такси, если им пришлось пользоваться из-за отсутствия возможности передвигаться); компенсация морального вреда.

Для получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении претензий, исковых заявлений, потребитель может обратиться в Каменск-Уральский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, по телефону «горячая линия» 8-343 -9-37-08-06 или в Консультационный центр  Каменск-Уральского ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» по телефону 8-343 -9-37-08-06.

Администрация городаАдминистрация города