Об определении стажа на СВР медработникам

По вопросам определения стажа на соответствующих видах работ в связи с осуществлением лечебной  и иной деятельности в соответствии с абзацем 5 подпункта «н» пункта 1 абзаца 2 подпункта «в» пункта 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014  № 665 с применением постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 (далее — Постановление № 1397) к периодам работы (деятельности), имевшей место до 01.01.1992 года   сообщаем.

  1. Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением № 1397 (далее Положение № 1397), предусмотрено, что врачам и другим работникам здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается период военной службы, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на такую пенсию (пункт 1, абзац первый пункта 4).

          Таким образом, военная служба, имевшая место до 01.01.1992 засчитывается в стаж при наличии до указанной даты работы по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением № 1397, и не менее 2/3 требуемого стажа на соответствующих видах работ (далее — на СВР) в соответствии с законодательством, действующим на день назначения пенсии.

            Если  военная  служба  проходила по специальности, то  она  учитывается стаж  на  соответствующих

видах работ независимо от этого условия (абзац второй пункта 4 Положение № 1397).

          При этом положением № 1397 не предусмотрено приравнивание службы в армии (независимо от места дислокации воинской части) к работе на селе.

          Таким образом, в случае, когда часть стажа на  СВР приходится на работу в селе, но составляет менее 25 лет, а другая- на службу в армии, пенсия назначается при стаже не менее 30 лет.

  1. О включении в стаж на СВР периодов работы с 04.05.1987 по 31.10.1987 в должности медицинского регистратора поликлиники при наличии свидетельства об обучении на годичных курсах по подготовке медицинских сестер для детских яслей с 01.19.86 по 01.09.1987, по окончании которых присвоено звание медицинской сестры для детских яслей с законченным средним медицинским образованием.

        Курсы с годичным сроком обучения по подготовке медицинских сестер для детских яслей были организованы в 1954 году на основании постановления Совета Министров СССР от 02.08.1954 № 1573 «Об организации производственно-технической подготовки молодежи, окончившей средние школы, для работы на производстве».

         Лица, окончившие вышеуказанные курсы могли допускаться к работе в качестве средних медицинских работников на определенные должности, в том числе медицинского регистратора. При этом лица, не получившие специальной подготовки и званий в средних специальных учебных заведениях также могли работать в указанной должности.

          Должность  медицинского регистратора не предусмотрена  Постановлением № 1397, но согласно пункту 2.9 Инструктивного письма от 30.06.1986 № 1-63-И лицам, работающим в должностях  вакцинатора, дезинфектора, медицинского регистратора, медицинского статистика, пенсия за выслугу лет может быть назначена при условии наличия медицинского образования.

             Учитывая изложенное, в стаж на СВР может быть засчитан весь период работы с 04.05.1987 по 31.10.1987.

 

Может ли пользоваться правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона 28.12.2013 № 400-ФЗ на основании Списка № 781 медицинский работник в должности «медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант)»?

     Список № 781 предусматривает должности медицинского лабораторного техника и фельдшера-лаборанта, которые согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 являются самостоятельными должностями специалистов, которые относятся к специалистам со средним профессиональным (медицинским) образованием (средним медицинским персоналом) с едиными должностными обязанностями и требованиями к квалификации, установленными ЕКС № 541н, для должности «фельдшер-лаборант (медицинский техник)».

      Квалификационные характеристики, содержащиеся в ЕКС № 541н, применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций.

       Следует учитывать, что в соответствии с законодательством Российской Федерации право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, что подтверждается дипломом, содержащим сведения об уровне образования, специальности подготовки и квалификации, и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста (до 01.01.2026 сертификат специалиста), которое подтверждает соответствие указанных лиц требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности. При этом подготовка специалистов с квалификацией «фельдшер-лаборант» в соответствии с Положением о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности, утвержденным приказом Минздравмедпромом России от 19.12.1994 № 286, ведется до перехода на обучение по программе для медицинского лабораторного техника.

        Таким образом, можно сделать вывод, что установление конкретного наименования должности рассматриваемой категории работников зависит от присвоенной согласно диплому квалификации специалиста.

             В рассматриваемом случае работник был принят в городскую больницу на должность фельдшера – лаборанта биохимической лаборатории. С 01.01.2014 в связи с изменением штатного расписания его должность была переименована на должность медицинского лабораторного техника (фельдшера-лаборанта). Пояснения работодателя о причинах изменения штатного расписания и переименовании должности конкретного работника  не представлены.

            В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации трудовая функция работника определяется работой по должности, профессии, специальности, видом поручаемой работы, что отражается в трудовом договоре и трудовой книжке работника (статьи 15, 57 Трудового кодекса; Инструкция по заполнению трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69). Наименование должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации, как правило, устанавливается в соответствии со штатным расписанием организации и запись о работе в соответствующем документе может быть дополнена, например, сведениями о месте работы (структурном подразделении), присвоенном разряде (классе, категории) и т.д.

        Статья 57 Трудового кодекса определяет, что в трудовом договоре указывается трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). При этом если в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

          Учитывая вышеизложенное Департамент полагает, что период работы медицинским лабораторным техником (фельдшером-лаборантом) может быть включен в стаж на соответствующих видах работ, поскольку Списком № 781 предусмотрены фельдшер-лаборант и медицинский лабораторный техник.

Вместе с тем по вопросу правильности установления конкретному работнику наименования должности необходимо запросить пояснение администрации учреждения и мнение компетентного органа в сфере здравоохранения.