«Осторожно, тонкий лёд!»

Квалифицированная электронная подпись: где и как её можно получить

С 1 января 2022 года вступит в силу обновлённый порядок выдачи и применения усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписи (ЭЦП, КЭП). С этого периода на ФНС России возлагаются функции по выпуску КЭП для руководителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов.

Часто задаваемые вопросы налогоплательщиков о том, где и как получить электронную подпись в новых условиях.

- Что изменится с 1 января 2022 года в сфере электронной подписи?

- С начала будущего года начнут действовать очередные поправки в 63-ФЗ «Об электронной подписи». Юридические лица (как правило, директор, который действует от лица компании без доверенности), индивидуальные предприниматели и нотариусы смогут получить бесплатные КЭП только в Удостоверяющем центре ФНС России. Чтобы обеспечить «бесшовный» переход от платной к соответствующей безвозмездной государственной услуге по выпуску электронной подписи, получить КЭП можно уже с 1 июля.

По остальным категориям налогоплательщиков, с начала будущего года вступят в силу другие правила. Например, кредитные организации, операторы платежных систем, некредитные финансовые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в части 1 статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» должны получать подпись в Удостоверяющем центре ЦБ РФ.

Должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственному органу или органу местного самоуправления организации получают подпись в УЦ Федерального Казначейства

Физические лица, а также лица, действующие от имени юридического лица по доверенности, получают подпись в коммерческих УЦ после их переаккредитации.

- Где можно получить КЭП УЦ ФНС России и что для этого необходимо?

- Квалифицированные сертификаты УЦ ФНС России выпускаются всеми территориальными налоговыми органами. Чтобы его получить, заявитель должен лично прийти в налоговый орган, предоставить документ, удостоверяющий личность, СНИЛС и пройти процедуру идентификации.

Для лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени организации, и индивидуальных предпринимателей, открыт функционал подачи заявления на выпуск КЭП через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». После заполнения формы заявителю предлагается выбрать удобное время и место для визита в УЦ ФНС России.

- Кроме пакета документов, что еще следует учесть?

- Сертификат записывается за ключевой физический носитель, который заявитель должен предоставить вместе с остальной документацией. Носитель должен быть сертифицирован ФСТЭК России или ФСБ России.

УЦ ФНС России поддерживает ключевые носители формата USB Тип-А, в частности: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ и другие, соответствующие установленным требованиям.

Приобрести носители можно у дистрибьюторов производителей, в специализированных интернет-магазинах или у операторов электронного документооборота. Кроме того, можно использовать уже имеющиеся - при условии соответствия их требованиям. Носители не «одноразовые». Их памяти, в зависимости от модели, хватит для хранения нескольких КЭП и сертификатов к ним, выданных как коммерческими, так и государственными УЦ.

Вся информация о требованиях к ключевым носителям представлена на сайте ФНС России nalog.gov.ru в разделе, посвященном удостоверяющему центру.

- Где можно использовать новые КЭП?

- Полученные квалифицированные электронные подписи являются легитимными, имеют срок действия 15 месяцев, применимы для получения всех государственных и коммерческих услуг, а также подписания любых электронных документов. Кроме того, они могут использоваться для сдачи отчетности и ведения хозяйственной деятельности в рамках Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Пользователи, которые получили КЭП в УЦ ФНС России, могут обратиться в Службу технической поддержки или по телефону Единого контакт-центра ФНС России: 8-800-222-2222.

- Какие этапы требуется пройти, чтобы получить КЭП УЦ ФНС России.

- Во-первых, приобрести сам USB-носитель, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России. Если такой носитель у Вас уже имеется – новый покупать не нужно.

Во-вторых, подготовить документы: паспорт, СНИЛС.

Затем, следует выбрать время, посетить УЦ ФНС России лично, представить документы и ключевой носитель информации. Обращаю внимание, что при получении КЭП УЦ ФНС России обязателен именно личный визит заявителя. Взять КЭП по доверенности невозможно, так как непременным условием получения является идентификация заявителя.

Далее сотрудники ведомства проведут отождествление личности и запишут на предъявленный носитель сертификат ключа электронной подписи.

В Каменске-Уральском пункт выдачи КЭП расположен в операционном зале ИФНС России №22 по Свердловской области, расположенной по адресу: г. Каменск-Уральский, ул. Кунавина, д.2.

График предоставления услуги по выпуску КЭП – с понедельника по четверг с 9:00 до 18:00 и в пятницу с 09:00 до 16:45.

Администрация городаАдминистрация города