Трудовой батальон УАЗа. В тылу – как на фронте
Рационализаторы
Параллельно с растущим на УАЗе среди молодых электролизников движением гвардейцев-шестидесятников, которые стремились повысить до 60 и выше граммов выход алюминия на киловатт-час, тем самым экономя дефицитную электроэнергию и давая фронту сверхплановый металл для танков и самолетов, среди инженеров и технических специалистов тоже развернулась негласная борьба. В то время как рабочие совершенствовали саму технологию, специалисты-инженеры искали способы уменьшения расхода сырья, энергии, рабочей силы за счет технических изобретений и рационализации.
Так, чтобы облегчить тяжелый физический труд рабочих в электролизном цехе появилось множество приспособлений малой механизации. Для взламывания корки электролита стали использоваться отбойные пневматические молотки. До этого ее ломали с помощью зубил, молотков и ломов.
Ключ-треногу для извлечения из анода токопроводящих стальных штырей заменила эксцентриковая машина, которую сконструировал механик Г. Ф. Косырев: с ее помощью два анодчика в разы быстрее справлялись с тем же объемом работ, который до этого выполняла целая бригада.
Инженеры-электрики М. С. Коварский и Н. К. Соколовский совместно с конструкторами В. А. Кузнецовым и А. А. Оберштейном применили новый способ ошиновки электролизеров – со сварными контактами. Это не только повысило производительность труда анодчиков, но и экономило 1,5 процента электроэнергии от ранее расходуемой при электролизе. В год это давало порядка миллиона киловатт-часов экономии. Все они шли на выпуск сверхпланового алюминия.
Также, рацпредложения М. С. Коварского о приварке катодной ошиновки электролизных ванн к катодным стержням, И. Л. Гержберга о сварке стыков алюминиевой и медной ошиновки электролизных ванн, наладка схемы РПП-3 методом И. М. Аверьянова - каждое сэкономило более 1 млн. киловатт-часов в год. Как и быстродействующий электромагнитный клапан С. М. Мещерякова, который поддерживал постоянный энергетический режим на электролизерах.
Множество рацпредложений поступало по глиноземному производству. Прежде всего, они были направлены на совершенствование технологии, экономии каустика, пара и рабочей силы.
К примеру, инженер Г. В. Друцкая ввела непрерывную откачку красного шлама из сгустителей, что сократило расход дефицитной каустической соды. А научный сотрудник ВАМИ Т. И. Цимбаларь нашел способ выделять карбонатную соду из оборотных растворов, внедрив его в производственный цикл. В свою очередь инженер В. С. Драчев предложил метод переработки карбонатной соды в каустическую. Внедрение в кальцинации мокрых электрофильтров Е. С. Шапиро позволило улавливать из отходящих газов печей 20 тонн глинозема ежесуточно, из которого электролизники в свою очередь выдавали сверхплановый металл на несколько боевых машин.
Не меньшее значение имели предложения по экономии рабочего времени и сил обслуживающего персонала. Так, на периодическую очистку ломами каждого декомпозера (скалывания со стенок закристализированного гидрата) тратилось 400 человеко-часов. Предложение И. Б. Смоляницкого превратило этот процесс из физического в химический: декомпозеры заполнялись оборотным раствором, который растворял кристаллы гидрата, и возвращался в технологический поток более обогащенным. Это сократило время обслуживания декомпозеров в десять раз.
Это лишь малая часть изменений в технологии, технике и организации труда, которые происходили на УАЗе в военные годы. Около двух тысяч изобретений и рацпредложений внесено заводчанами в течение 1941-1945 годов. Около 800 из них были внедрены в производство без каких-либо проволочек, за счет чего УАЗ получил экономию около 28 млн рублей.
Пресс-служба «РУСАЛ Каменск-Уральский»