Трудовой батальон УАЗа. В тылу – как на фронте
Иван Стрельченко родом из Запорожья, но в Великую Отечественную войну судьба забросила его на Урал. В Каменск Иван Карпович прибыл в составе эшелона, который перевозил сотрудников и оборудование, эвакуированное с Днепровского алюминиевого завода (ДАЗ).
- И вот настал печальный день 17 августа 1941 года. Немцы подошли к Запорожью, - вспоминал впоследствии Иван Стрельченко. - А 18 августа в 5 часов дня завод обесточили. Ковш с металлом повис на крюке каната. Мы приступили к демонтажу оборудования. Демонтаж проходил под обстрелом фашистов с правого берега Днепра. Погибли два человека - начальник железнодорожного цеха и электролизник. Они были похоронены на территории завода, напротив столовой. К 25-летию Победы на этом месте установили обелиск.
В сентябре 1941-го я был эвакуирован с коллективом Днепровского алюминиевого завода на УАЗ. В связи с тем, что запорожцы имели больший опыт работы, они и заняли руководящие посты. Директор завода Ефим Славский, главный инженер Пустильник, начальник планового отдела Ицыксон, начальник отдела труда Пшеничный, начальник отдела труда Храпунский, заместитель директора по кадрам и быту Глиняный…
Вначале я работал мастером электролизного цеха, затем начальником ОТК, руководил цехом спецмонтажа электролизных ванн.
Война поставила перед коллективом УАЗа сложнейшие задачи. Днепровский и Волховский алюминиевые заводы были демонтированы, следовало восполнить урон. Дазовцы в то время единственные в стране освоили выпуск кремния и силумина, так необходимых для производства моторов, танков, автомобилей. К моменту прибытия руднотермических печей ДАЗа на УАЗ запаса силумина на складах государства было всего на 3-3,5 месяца. Перед УАЗом была поставлена задача на время организовать и освоить выпуск кремния и силумина. Необходимо было получить проектную документацию и претворить ее в жизнь. Не утопия ли? Нет, и еще раз нет! Когда Родина в опасности, люди способны на невозможное, чтобы спасти ee.
Так поступил и коллектив Уральского алюминиевого завода. Директор предприятия Ефим Славский выделил помещение. Поначалу оно не было пригодно для этих целей, проекта не было. Тогда директор распорядился производить все монтажные и строительные работы по схемам и эскизам начальника кремниевого цеха Ткаченко, а контроль за монтажом поручил персоналу цеха, который был полностью эвакуирован с ДАЗа. Задание было выполнено в установленный срок – авиационная и танковая промышленность получили необходимый металл.
Из Запорожья на Урал было вывезено несколько десятков тонн кремния. Начальник металлургической лаборатории Ковшиков, инженер Косенко, рабочие-умельцы лаборатории Шарантай и Чебаненко решили помочь цеху ускорить время плавки силумина. Разработали технологию получения силумина внепечным способом, добавляя нужное количество кремния в ковш при выливке алюминия из электролизеров. Они же разработали позже способ уменьшения железа в бессортном алюминии. За эти разработки министр наградил Ковшикова и Косенко значками «Отличник социалистического соревнования».
В начале войны один из председателей колхоза Ферапонт Головатый выступил в печати с предложением помочь армии средствами из своих сбережений и купил танк. Алюминщики поддержали его инициативу: начальник электролизного цеха Гуркин также пожертвовал сумму, на которую можно было купить танк. Эвакуированные работники ДАЗа отдавали армии облигации, деньги, всецело поддерживая крылатый лозунг: «Все для фронта! Все для Победы!»
Пресс-служба «РУСАЛ Каменск-Уральский»
Фото из архива УАЗа