Трудовой батальон УАЗа. В тылу – как на фронте
Современники событий, пришедшихся на военную пору, утверждают, что приметами того времени были сплоченность и взаимовыручка - когда предприятия различных отраслей народного хозяйства откликались на просьбы друг друга, стремились оказать поддержку.
На Уральском алюминиевом заводе в начале войны еще только возводилась сталеплавильная печь для получения специальной высокомарганцевой стали. А между тем у рудоразмольных мельниц от невероятной нагрузки совсем износилась защитная одежда - футеровочные плиты. Каждый день вставала угроза остановки производства.
Руководство завода, посоветовавшись, решило обратиться за помощью к сотрудникам Уралмаша, где было налажено производство боевых машин.
Несмотря на стужу и сильный ветер, директор УАЗа Ефим Славский вместе с механиком отправились в столицу Среднего Урала на открытом почтовом самолете. Через два часа они уже были на месте.
Машиностроители тут же откликнулись на просьбу уазовцев: вскоре три вагона с опытной партией стали отправились на УАЗ. Испытания уралмашевской стали показали, что она отлично справляется с защитой рудоразмольных мельниц, предохраняя от разрушительного действия шаров.
«Нас выручали машиностроители, танкостроители, геологи, - вспоминал один из участников тех событий. - Мы в свою очередь старались сделать все от нас зависящее и для работников электротехнической промышленности, и для приборостроителей, и для химиков…»
Позже уралмашевцы еще не раз выручали уазовцев. Так, алюминщики предоставили шаблоны, по которым на Уралмаше экономно вырезали футеровочные плиты – и их отправляли в Каменск. Впоследствии московский завод «Серп и молот» наладил поставку Уральскому алюминиевому высококачественных футеровочных плит.
Обновление оборудования положительно сказывалось на производстве глинозема и алюминия – выпуск стратегически важной продукции увеличивался.
Пресс-служба «РУСАЛ Каменск-Уральский»
Фото из архива УАЗа