Трудовой батальон УАЗа. В тылу – как на фронте. Алюминий для фронта
Комсомольско-молодежная бригада электролизника УАЗа Федора Медведевских была одной из тех, кто ковал Победу в тылу. Уже к февралю 1944 года она вырвалась на первое место по заводу и затем стабильно каждый месяц перевыпоняла задание на выливку алюминия.
Федор Медведевских пришел в электролизный цех осенью 1939 года. Ему повезло попасть работать во второй корпус в смену Александра Эпштейна и в бригаду Павла Коленчица. Лучшей школы в то время невозможно было представить.
Александр Михайлович Эпштейн – великолепный знаток теории электролиза (впоследствии автор двух учебников по производству алюминия), а Павел Васильевич Коленчиц – это металлург «от бога», сугубый практик с особым сверхъестественным чутьем.
Впрочем, Федор и сам оказался способным учеником. Позже, в военном 1943 году, при выдвижении старшего электролизника Федора Медведевских на должность бригадира начальник электролизного цеха Семен Иванович Гуркин отмечал, что тот «работая в лучших бригадах второго корпуса, проявил себя прекрасным работником, быстро и хорошо изучившим технологию».
Тогда, после пуска на электролиз всех дополнительно построенных ванн второго блока, грамотных рабочих-технологов катастрофически не хватало. Представить только: восемь с половиной корпусов электролиза, и в каждый корпус в одну только смену требовалось минимум шестьдесят металлургов. А многие бригады были укомплектованы лишь мальчишками-фэзеошниками да вчерашними хлопкоробами, призванными по трудмобилизации из республик Средней Азии. Какой с них спрос? Сама обстановка заставляла выдвигать более-менее опытных электролизников бригадирами, чтобы хоть кто-нибудь в коллективе разбирался в технологических подробностях, пускай даже у него и нет необходимых качеств руководителя.
Как вспоминал директор заводского музея Николай Франкович Голден, Федор Медведевских был как раз из таких: скромный, тихий и даже стеснительный человек. Далеко не лидер по натуре своей. Но – работник, каких поискать!
Когда его поставили руководить отстающей молодежной бригадой, он несколько смен работал, не проявляя никакой инициативы: присматривался, как они ведут обработку ванн, как распоряжаются сырьем. А потом собрал всех вместе и спросил:
- Скажите мне, ребята, как веселей работать: когда все подряд электролизеры болеют, а один в норме, или когда один только барахлит, а другие агрегаты в отличном состоянии?
Ему отвечают:
- Ты сам, что ли не знаешь?! Один-то больной всей бригадой уж как-нибудь да выходим!
Они стали делать так, как предложил Федор. Все электролизеры были загрязнены угольной пеной. Оттого и температура повышенная, и растворимость глинозема слабая, перерасход сырья и электроэнергии. Пришлось усиленно очищать электролит в ваннах от пены и грязи, а добавлять туда свежее сырье – криолит и фтористый. Омолаживать расплавы.
Хорошо, что эта работа пришлась как раз на декабрь и январь: все-таки зимой в цехах работалось легче. Два месяца подряд работали без отдыха. На третий месяц очищенный расплав сказался: технология пошла ровнее, упала до нормы температура, электролизеры выздоровели. И лишь один, как и предсказывал Федор, по-прежнему болел, потому что в нем переплавляли всю снятую с других агрегатов пену.
Наконец, появилась возможность всеми силами навалиться на последний больной электролизер и заставить его более-менее нормально работать…
Уже в феврале сорок четвертого комсомольско-молодежная бригада Медведвевских вырвалась на первое место по заводу: план – 106%, выход по току – 86%, выход по энергии 59 граммов на 1 квт./час. По итогам первого полугодия бригада Федора Федотовича вышла победителем в соцсоревновании фронтовых комсомольско-молодежных бригад области, а весь годовой план 1944 года завершила 19 декабря, вылив сверх плана 40 тонн металла и при этом сэкономив 1 млн. квт./часов электроэнергии.
Если вспомнить технические нормативы того времени (на 1 тонну алюминия требовалось затратить 17 тысяч киловаттчасов), то выходит, что за счет сэкономленной электроэнергии бригада Федора Медведевских выдала сверх плана металл более, чем на сотню танковых моторов.
Николай Голден вспоминал, что в 1976 году ему посчастливилось встретиться с трижды Героем Соцтруда министром Среднего машиностроения СССР Ефимом Славским, который в 1941-1945 годах был директором УАЗа. И даже три десятилетия после Победы этот человек помнил Федю Медведевских и его коллег. Он поинтересовался у Николая Франковича, как они поживают. Это красноречиво говорило о большом трудовом вкладе Федора Федотовича в Победу.
Пресс-служба «РУСАЛ Каменск-Уральский»