«Осторожно, тонкий лёд!»
Горячая линия для семей мобилизованных

Трудовой батальон УАЗа. В тылу – как на фронте

Чтобы в годы Великой Отечественной войны оборонная промышленность не испытывала дефицита в цветмете, люди на производствах трудились, не жалея сил. Ярким примером тому может послужить то, как в сложнейших условиях военного времени решались чрезвычайные  ситуации на Уральском алюминиевом заводе.

Нас не сломить

Зима 1942-1943 года, по воспоминаниям участников трудового фронта, выдалась очень суровой. Сорокаградусные морозы испытывали на прочность людей и технику. Работникам Уральского алюминиевого завода приходилось очень тяжело, но они старались держаться, потому что понимали: от них, в том числе, зависит успех победы в борьбе с фашистом. Но как быть с техникой?

18 декабря 1942 года на УАЗе, не выдержав очередного температурного удара, развалилась ферма мостового крана склада руды глиноземного цеха. Специалисты, тщательно изучив обстоятельства произошедшего, сделали заключение: ферма была изготовлена из некачественной стали, поэтому под давлением низких температур она не выдержала нагрузки мостового крана, работающего притом в усиленном режиме.

Из-за поломки, соответственно, резко упал уровень выпуска продукции глиноземного цеха.

На завод выехали специалисты из Свердловска, чтобы на месте решать проблему. Участники чрезвычайного совещания во главе с директором Ефимом Славским подробнейшим образом обсуждали пути решения. Время от времени кто-нибудь отлучался из кабинета директора, но по возвращении было ясно, что он уходил, чтобы на месте проверить, насколько возможно реализовать озвученное на совещании предложение.

В итоге опытным конструкторам Н. Павлову и Г. Финкельштейну было поручено разработать конструкцию нового крана. Для этого проектировщикам предстояло по максимуму использовать детали тяжелых тихоходных кранов с короткой фермой, эвакуированных из Запорожья. В то же время в срочном порядке был организован демонтаж сломанного крана, и началась подготовка к монтажу нового. И хотя этот новый кран существовал пока еще только в чертежах на бумаге, работа уже кипела. Уазовские механики с особой тщательностью проверяли все узлы и детали будущего крана, определяя их пригодность.

При этом цех продолжал выдавать продукцию: подача руды была организована по временной схеме.

Понимая необходимость скорейшего решения проблемы, сотрудники оставались на рабочем месте по несколько суток. Ефим Славский строго контролировал выполнение графика. По воспоминаниям очевидцев, «директор держал в поле зрения все детали дела, помогал, требовал, когда это вызывалось необходимостью, но делал все это на редкость спокойно, не отрывая людей от работы».

Новый мостовой кран, изготовленный здесь же, на Уральском алюминиевом заводе, руками заводчан был введен в эксплуатацию по прошествии месяца.

Остановки производства стратегически важной продукции – глинозема – не произошло.

Пресс-служба «РУСАЛ Каменск-Уральский»

На фото: склад бокситовой руды

Администрация городаАдминистрация города