ВНИМАНИЕ! СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР!
«Осторожно, тонкий лёд!»
Горячая линия для семей мобилизованных

Трудовой батальон УАЗа. В тылу – как на фронте

За период 1941-1945 гг. с УАЗа на фронт ушли 1 658 человек. Их места частично заняли люди с эвакуированных предприятий и территорий, граничащих с линией фронта; женщины, пришедшие на смену отцам, мужьям, братьям; работники, присланные по трудовой мобилизации из республик Средней Азии, и подростки-выпускники школ ФЗО. Женщинам приходилось овладевать профессиями, до войны считавшимися «мужскими»: литейщика, анодчика, электролизника.

УАЗ – второй дом

872 дня длилась блокада Ленинграда, с сентября 1941-го по январь 1944-го. Находившийся в блокадном кольце город погибал от бомбежек и голода. Единственный путь, по которому могли выбраться несчастные горожане, - «дорога жизни», хрупкий лед Ладожского озера, регулярно обстреливаемый фашистскими истребителями. Выбравшихся на «большую землю» людей перебрасывали в тыл, в том числе на Урал. Так на УАЗе оказалась Анна Ивановна Лизовенко (на фото).

- В марте 1943-го мы, четыре сестры из блокадного Ленинграда, прибыли в Каменск-Уральский, - вспоминала Анна Иванова. – Мы были истощены до крайности, у каждой по ребенку. Как мы выбирались из Ленинграда, знает один бог. Как я осталась в живых и сохранила двухлетнего сына – просто чудо.

Когда машины с эвакуированными людьми шли по «дороге жизни», везде были пробоины во льду. Машина, в которой ехала семья Анны Ивановны, успела проскочить, две следующие были взорваны…

Прибывших на УАЗ голодных, завшивленных, больных людей приняли, обогрели, дали жилье в общежитии дома № 4 ЦСЖ, где жили работники электролизных цехов.

- Они тепло приняли нас в свое общежитие, на кухню. Помогали нам и нашим детям: кто даст кусочек сахара, кто хлеба. И дополнительные свои пайки даже отдавали, - благодарности Анны Ивановны не было предела.

По прибытии в Каменск Анна Лизовенко отправилась в отдел кадров УАЗа – просилась на любую работу, только чтобы дали хлебную карточку. Поначалу ее взяли в ЖКО, потом в литейный цех весовщиком. На завод устроились и сестры Анны Ивановны. Одна – смазчицей в электродном цехе, вторая – электросварщицей цветных металлов в электролизном, третья – машинисткой парового молота в РМЦ.

Их детей сразу устроили в детские сады и кормили усиленным пайком. На всех дали одну комнату на 20 квадратных метров в девятом квартале.

Работа на стратегически важном заводе в годы войны, конечно, была тяжелой, сложной. И все же бывшие жительницы блокадного Ленинграда теперь вместе с остальными своими руками ковали победу в тылу, имели цель и надежду на то, что война закончится, и они встретят победу.

Вскоре после войны Анну Ивановну перевели в цех ТВС, она также работала в бойлерной и на пароузле в глиноземном.

- Для всех нас, ленинградок, уральская земля стала родной, - рассказывала Анна Лизовенко. – Мы старались работать честно и добросовестно, всю жизнь на одном заводе. Любили УАЗ и ждали гудка, зовущего нас в цех…

Пресс-служба «РУСАЛ Каменск-Уральский»

Администрация городаАдминистрация города