ВНИМАНИЕ!
Внимание! АНОМАЛЬНО-ЖАРКАЯ ПОГОДА!
Горячая линия для семей мобилизованных

Трудовой батальон УАЗа. В тылу как на фронте

В годы войны Уральский алюминиевый завод увеличил выпуск своей продукции почти в 6 раз. Сегодня она представлена экспонатами в зале тыла Центрального музея Вооруженных Сил в Москве. Один из образцов уазовской продукции - тяжелые алюминиевые чушки, которые работники вручную грузили в вагоны. Уральский  алюминий и сплавы использовались в производстве боевой техники. За успешное выполнение правительственного задания по снабжению продукцией авиационной и танковой промышленностей УАЗ и Красногорская ТЭЦ удостоены высшей награды – ордена Ленина.

Нас всех спасала молодость…

В 1941 году Вале Волковой было 19 лет. Когда началась война, у Вали, как и у многих девушек ее возраста, чудесная пора расцвета в одночасье превратилась в каждодневную школу выживания и преодоления. Как жилось и работалось в военное лихолетье на Уральском алюминиевом заводе, Валентина Тихоновна рассказала в своих воспоминаниях.

- Я закончила курсы химлаборантов в 1939 году и всю войну до февраля 1946 года работала в цеховой лаборатории под руководством Михаила Борисовича Рапопорта. В нашей группе работали одни девчонки. Нас так и звали: «девичий монастырь».

Не раз нам приходилось оставаться работать во вторую смену. Особенно тяжело было после ночной. Часто приходилось загружать алюминиевые чушки в вагоны. Вот и кидали их восемнадцатилетние девчонки, а каждая чушка весила 15 килограммов. И не было никаких уговоров, кроме слова «надо».

При заводе в то время было организовано ополчение. В него входили две сандружины. До утренней смены нас учили санитарному делу, а вечером после работы занимались строевой подготовкой. Кроме того, рыли укрытия на берегу Исети: весь берег был изрыт.

Но, несмотря на все трудности, мы активно занимались комсомольской работой. Как мы умудрялись еще участвовать в кроссах, грести на лодках, ходить зимой на лыжах – одному богу известно! Нас всех спасала молодость.

Частенько на заводе и в городе звучали воздушные тревоги, и я, как сандружинница, должна была находиться на заводе, для того чтобы вывести людей из так называемых «условно зараженных зон». Я жила в 5 километрах от завода. Трудно представить сейчас и смешно, как я бежала до «условного» места, чтобы успеть вовремя…

Мы остро переживали трудности и невзгоды на заводе. Как-то зимой, в сильные морозы, перемерзли отопительные системы. Все лаборатории стояли, а наша группа работала, так как обязана была выдавать анализы алюминия каждый час.

В 1944 году я вышла замуж за Федора Ивановича Василинского. Он был направлен после ранения на наш завод в охрану.

В 1946 году уволилась с УАЗа – мы уезжали на родину мужа в Сибирь.

В Красноярске семья Василинских приросла двумя дочерями и сыном, шестью внуками и двумя правнучками. Из рассказов Валентины Тихоновны  они знают, что участники трудового фронта в тылу, как могли, старались приблизить своим трудом долгожданную Победу.

Пресс-служба «РУСАЛ Каменск-Уральский»

Фото из архива УАЗа. На фото: кабинет центральной лаборатории

Администрация городаАдминистрация города