ВНИМАНИЕ!
Внимание! АНОМАЛЬНО-ЖАРКАЯ ПОГОДА!
Горячая линия для семей мобилизованных

Трудовой батальон УАЗа. В тылу – как на фронте

  • slider
  • slider

Самыми сложными и трагичными страницами истории Уральского алюминиевого завода стали годы Великой Отечественной войны.

По 500 вагонов в сутки прибывало тогда на заводскую площадку с эвакуированным оборудованием и людьми. Это была огромная стройка. Алюминий и его сплавы использовались в производстве самолетов и танков. Новаторское применение алюминиевых сплавов УАЗа при производстве двигателей позволило создать знаменитый Т-34, который считался одним из лучших танков Второй мировой войны.

Уже в четвертом квартале 1941 года завод дал стране столько же стратегического металла, сколько давали его в мирное время вместе взятые алюминиевые заводы страны.

УАЗ выпускал глинозем и производил алюминий…

 

На Багарякском каменном карьере

Продолжаем публикацию цикла воспоминаний ветеранов УАЗа. Вот как рассказывал о военной поре бывший работник железнодорожного цеха, труженик тыла Олег Александрович Великанов:

«Я с детства мечтал стать машинистом. Но добился этого не сразу. Мои планы изменила война.

В 1942 году, когда мне только исполнилось 16 лет, пришлось оставить учебу в школе. С этого дня началась моя взрослая жизнь. На Багарякском каменном карьере, где я был вначале зольщиком, а вскоре сел на экскаватор, ко мне относились, как к взрослому человеку. По законам военного времени: известняк нужен был в глиноземном производстве УАЗа.

Помощником машиниста я побыл совсем недолго. Машинист Михаил Шестаков, который обучал меня премудростям управления паровым экскаватором, сказал, что пора садиться за рычаги. Так мы стали сменщиками. Работали без выходных и отпусков. Каждая смена, дневная и ночная, по 12 часов. Башня экскаватора беспрерывно крутится, я черпаю и гружу породу в вагоны, кочегар в это время бросает уголь в топку экскаватора, а другой рабочий на бегу подает ему этот уголь в ведрах, подлаживаясь под движенье экскаватора. За всю смену один короткий перерыв: поешь хлеба с молоком, который берешь из дома, и снова за работу.

В это время мне не раз приходилось встречаться и общаться с легендарным директором УАЗа военной поры Ефимом Павловичем Славским, который часто приезжал на черной «эмке» на карьер. Это был замечательный, всеми уважаемый человек. Ефим Павлович работал в управлении с обеда, а каждое утро - в ватнике и кирзовых сапогах - начинал в цехах и подразделениях, общался с рабочими, интересовался всеми мелочами и ничего не упускал из виду. Его слово было законом, а любые решения четкими, верными, справедливыми. Вот так и ко мне запросто влезал на экскаватор, первым протягивал руку - поздороваться, справлялся о ходе работы, об оборудовании, о семье.

После окончания войны пришлось еще отработать на кране: строил важные заводские объекты, жилые дома в Красногорке и даже Дворец культуры УАЗа. А после пересел с крана на паровоз – сбылась моя мечта.

Всю жизнь я старался делать так, как учил своим примером отец: за любое дело в жизни человеку не должно быть стыдно».

 

         Подготовила Татьяна ПОЛЯКОВА

Администрация городаАдминистрация города