Как распорядиться материнским капиталом?

Интервью с Министром труда и социальной защиты Российской Федерации М.А.Топилиным по вопросам поддержки семей, имеющих детей. (Российская газета, 09.01.2018)

- Максим Анатольевич, с этого года родителям начнут платить новые пособия на первого и второго ребенка. Откуда деньги на это взяли? Их отщипнули от других социальных статей?

Максим Топилин: Все социальные программы сохранены. Средства на пособия были предусмотрены в бюджете - в резервах правительства и президента.

Всего на поддержку семей и рождаемости - 530 миллиардов на три года, это на пособия, на субсидирование ипотеки, на строительство яслей. К закону о пособиях мы приняли все подзаконные акты, в том числе по распределению средств регионам.

Почти 300 млрд руб выделят на повышение зарплат бюджетникам в 2018 году

Средства на выплату на первого ребенка пойдут из федерального бюджета в регионы, на второго ребенка - в Пенсионный фонд России.

Кроме того, мы увеличили с 50 до 60 количество регионов, получающих субсидию на выплату пособия на третьего и последующих детей.

- И какой эффект ожидаете? Сколько детей может родиться, благодаря таким мерам?

Максим Топилин: Это трудно спрогнозировать, ни один демограф не даст точного прогноза. Никто не рожает детей в надежде на пособие. Хотя, конечно, есть семьи, которые откладывали рождение, скажем, из-за материальной нестабильности. Теперь им будет проще принять решение о рождении ребенка.

В прошлом году шло снижение числа рождений на 10-11 процентов по сравнению с 2016 годом. Предполагать, что начнется резкий рост, было бы очень смело. Но если в 2018 году родится столько же детей, сколько в 2017-м, - это будет колоссальный успех.

У нас стремительно снижается число женщин детородного возраста 21 - 39 лет, к 2032 году их будет меньше, чем сейчас, на 28 процентов.

И наша задача заключается в том, чтобы женщины, которые потенциально могут родить ребенка, имели большую уверенность в завтрашнем дне, чтобы у нас рос суммарный коэффициент рождаемости. В 2016 году он был 1,77, в 2017 году, скорее всего - менее 1,7 на одну женщину.

В Минтруде против замены бумажных трудовых книжек электронными, поскольку защита персональных данных пока несовершенна

То есть если у вас было десять женщин, а стало семь, и коэффициент не растет, то и детей родится на треть меньше.

Этого нельзя допускать. Но, конечно, перекрыть суммарным коэффициентом рождаемости 30-процентное снижение количества женщин - это из области фантастики. А значит, меры поддержки семей должны каждые три-четыре года трансформироваться и прибавляться.

Нам придется постоянно думать, как дальше стимулировать рождаемость. Сейчас мы будем анализировать, как сработают новые меры, возможно, понадобится что-то в них "поднастроить".

Но очень важно иметь в виду следующее. Для естественного роста населения (это наша главная задача) нужна не только высокая рождаемость, но и низкая смертность. Если в перспективе пяти-шести лет смертность не снизится до полутора миллионов человек в год (а сейчас она в среднем 1,8 миллиона), то стимулированием рождаемости мы не сможем решить задачу естественного прироста.

 - Вы сказали, расширен список регионов, которые получат субсидию на пособие на третьего ребенка. Почему? Только ли из-за снижения рождаемости?

Максим Топилин: Помогать при рождении третьего ребенка - важный способ повысить суммарный коэффициент рождаемости. Первоначально стояла задача довести его до 1,75. Эту задачу мы выполнили в 2016 году.

Теперь хотели бы довести его до 1,9 на женщину. Для этого надо стимулировать и регионы, которые обеспечивают суммарный коэффициент рождаемости выше, чем 1,7. Они вошли в новый список получателей субсидии. Таким образом, субсидии на пособие на третьего ребенка получат регионы, где суммарный коэффициент рождаемости меньше двух.

- То есть в оставшихся 25 регионах, не получивших субсидию, коэффициент рождаемости выше двух?

Максим Топилин: Не обязательно, в них может быть высокий миграционный прирост.

Например, Москва, Калининградская область не субсидируются, хотя коэффициент рождаемости там ниже двух. Но люди туда переезжают жить и работать, поэтому население там все равно растет. Но это не значит, что пособий на третьих детей там не может быть. Регион может его ввести, если посчитает нужным - за счет своих средств.

 - Есть мнение, что если бы у людей в России были стабильно высокие зарплаты, то никакие пособия не понадобились бы. Вы согласны с этим?

Максим Топилин: В США, в Германии, например, высокая заработная плата? Да. А пособия там есть? Да. Вывод: какими бы ни были зарплаты, меры поддержки все равно существуют, потому что всегда есть дифференциация, и всегда есть люди, которые зарабатывают немного.

Нет ни одной цивилизованной страны, где нет мер поддержки при рождении ребенка. Выплаты - страховые и не страховые, другие меры. Например, во Франции - система нянь. Хотя там зарплаты и пособия довольно высокие по российским меркам.

Обычно пособия платятся при рождении малыша, пока мама находится в отпуске по уходу за ним. А говорить о замене пособий высокими зарплатами - это все равно что говорить о введении всего одного вида пособия на все случаи жизни - по бедности.

Такие предложения периодически звучат. Но они абсолютно непродуманные - игра на публику. Для каждого пособия - свои критерии, подходы и источники финансирования.

 - В прошлом году из-за предстоящего повышения МРОТ до прожиточного минимума не пересмотрели потребительскую корзину. Этим придется заниматься через два года. Вы планируете ее изменить?

Максим Топилин: Потребительскую корзину пересматривать необходимо. Таковы требования федерального закона. Что надо поправить в действующей корзине? Прежде всего необходимо улучшить качественный состав набора продуктов питания.  В 2016 году Минздрав России утвердил нормы здорового питания. По ряду позиций продуктовый набор потребительской корзины отстает от этих норм. В действующей корзине "перебор" хлебных продуктов и картофеля. И наоборот, маловато мясных и рыбных продуктов, овощей и фруктов. Приблизить набор продуктов питания к оптимальному - главная задача новой потребительской корзины.

Второе - может быть придется изменить соотношение между долей продуктов питания, которая сейчас составляет 50 процентов, и долей непродовольственных товаров (25 процентов) и услуг (25 процентов). Это будет зависеть от того, насколько будет меняться это соотношение в фактическом потреблении малообеспеченных групп населения. Но в большинстве стран перешли на другой порядок определения прожиточного минимума. Он устанавливается в процентах от медианного среднедушевого дохода. Цифры берут разные - от 40 до 60 процентов медианного дохода в зависимости от экономических возможностей страны.

Кстати, нынешний прожиточный минимум в России составляет примерно 43 процента от медианного среднедушевого дохода. Поэтому мы будем обсуждать и возможность перехода на этот порядок. Многое зависит от того, насколько точно и полно мы сможем замерять денежные доходы населения.

104,9 миллиарда рублей из бюджета на 2019 и 2020 годы потребуется, по расчетам минтруда, на продление маткапитала до конца 2021 года. На пособие на второго ребенка из средств маткапитала потребуется 24, 62 и 78 миллиардов рублей на ближайшие три года

 

Более подробную информацию о способах распоряжения материнским капиталом можно получить на сайте Пенсионного фонда России pfrf.ru. либо в территориальном управлении Пенсионного фонда в городе Каменске-Уральском и Каменском районе по адресу: город Каменск-Уральский ул. Попова д. 13. В целях экономии времени лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки Управлением введена талонная система приема, который осуществляется ежедневно с 8.30 до 12.30 и с 13.18 до 16.00. Телефон для справок (3439) 326-701.