Делать то, что любишь
Понять, кем хочешь быть — сложно. Тем более, когда ты ещё школьник. Подробнее узнать о существующих профессиях и осознать, какая больше нравится и подходит, учащиеся школ могут на уроках профориентации и самостоятельно. Более сложной эта тема становится, когда речь идёт о профессиональной ориентации подростков с задержкой психического развития или интеллектуальными нарушениями.
В школе с интернатом №27 для выпускных классов реализуется профориентационный проект «Хочу! Могу! Буду!» — один из победителей грантового конкурса «Устойчивые города РУСАЛа». Больше половины учащихся учреждения с ограниченными возможностями здоровья.
— Для детей с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями выбор направлений подготовки, на которые они могут поступить в нашем городе, ограничен. Им нужно помочь определиться со специальностью: показать, в чем суть каждой профессии, заинтересовать и направить, — говорит руководитель проекта, заместитель директора по воспитательной работе школы с интернатом №27 Светлана Федченко.
У ребят на выбор — шесть специальностей. Окончив школу, подростки могут освоить профессии пекаря, повара, цветовода, плотника, слесаря и швеи. С учётом специфики обучения по этим направлениям и организовали курсы профориентации.
Пока в школьных помещениях, которые пустовали много лет, проводят ремонт и обустраивают их как профессиональные мастерские для занятий, подростки посещают профориентационные экскурсии и мастер-классы. Вместе с педагогами девятиклассники впервые побывали в городском Центре занятости населения: прикоснулись к миру профессий и выделили наиболее привлекательные для себя виды деятельности.
Учащиеся также знакомятся с учреждениями профессионального образования нашего города и практическим путём изучают особенности специальностей. В Каменск-Уральском агропромышленном техникуме под руководством мастеров производственного обучения некоторые ребята проявили кулинарные способности, возможно, среди них — будущие повара и пекари. Других же заинтересовали такие профессии, как слесарь и токарь. В техникуме им показали, как выявлять и устранять неисправности агрегатов. Педагоги Каменск-Уральского техникума торговли и сервиса познакомили школьников с профессией плотника. Ребята учились механической обработке древесины и изготавливали из неё разнообразные изделия.
Совсем скоро, по окончании ремонта в школьном столярном цехе и кабинете домоводства, девятиклассники смогут практиковаться в стенах родной школы, имея всё необходимое оборудование. Они будут улучшать навыки, полученные на мастер-классах, и пробовать свои силы в других профессиях.
Проект не только помогает детям увидеть доступные сферы, но и предоставляет инструментам для развития в них. Мамы и папы подростков узнают, как правильно быть рядом в сложный момент профессионального самоопределения. Педагоги-психологи школы показывают родителям, как направлять ребёнка, учитывать его интересы, увлечения и склонности, которые он может применить в профессии. Ведь самое главное — позволить ребёнку сделать самостоятельный выбор в пользу дела, которое по душе, не навредив.
Андрей Васильев