Быть примером
«Наставник — пример для молодого поколения», — считает старший аппартачик-гидрометаллург 3 участка цеха декомпозиции и выпарки Уральского алюминиевого завода Евгений Парилов.
О том, как важно быть эмпатичным наставником, почему взаимная заинтересованность обучающего и стажёра — это 50 % успеха обучения, и не только — он рассказал нам, а мы делимся с вами.
Впервые на Уральский алюминиевый завод Евгений пришёл в 2008-м на производственную практику. Работал аппаратчиком-гидрометаллургом фильтрации. Отучившись в местном политехническом колледже на металлурга и защитив диплом, ушёл в армию, а после — вновь вернулся на уже родной УАЗ.
— Мысль о том, чтобы трудиться на предприятии, появилась ещё во время учёбы в школе. Понимал, что эта работа сможет обеспечить мне стабильное будущее.
Сейчас он совмещает работу аппаратчика-гидрометаллурга с работой мастером смены и иногда подменяет других сотрудников.
— Замещал бригадира, старшего мастера по технологии и диспетчера завода, случалось и начальника участка подменять.
Евгений как аппаратчик-гидрометаллург шестого разряда занимается обучением стажёров. Точное число молодых работников, которых обучил, вспомнить не может. Говорит с улыбкой: «Не считал ни разу». Однако успехи своих подопечных Евгений помнит хорошо.
— Все инструкции, вся теория — их важно понять, а не зазубрить. Поэтому практика всё-таки на первом месте. По себе знаю: с практикой понять суть технологического процесса легче. Когда твой стажёр начинает работать уверено, самостоятельно и у него хорошо получается — это и есть твой успех как наставника.
Обучая своих стажёров, Евгений старается «исключить пробелы в знаниях по всем рабочим местам». Он даёт молодым сотрудникам возможность стажироваться на разных рабочих местах.
— Нужно выделить время для молодого персонала, чтобы он сумел познать все рабочие места и в теории, и, разумеется, на практике.
По мнению Евгения, наставник — это не просто тот, кто учит, это «пример для молодого поколения».
ОПЫТ
— Наставником всегда назначают более опытного сотрудника. Такой работник способен грамотно произвести обучение и стать ориентиром для молодого сотрудника, который только знакомится с производством.
ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ
Евгений считает, что нет никакой секретной методики, по которой можно обучить настоящего профессионала. «Заинтересованность — 50% успеха», — говорит он.
— По человеку, по тому, какие он задаёт вопросы, сразу видно — есть у него интерес или нет. В наших интересах, конечно же, привлечь, но люди разные бывают, поэтому нужно найти точки соприкосновения, подход к человеку. Важно личное желание. Если оно навязано кем-то или чем-то, то, вероятнее всего, ничего не выйдет. Обучать же человека с неподдельным интересом к профессии — одно удовольствие.
ЭМПАТИЯ
— Мы все приходим молодыми и неопытными. Это важно понимать. Необходимо поддерживать начинающих специалистов, отвечать на все вопросы, которые они задают, а не закрываться от них в кабинетах. У нас все всегда помогут, никто не отвернётся, не оставит наедине с проблемой. Причём это не только про наставников, но и про весь коллектив в целом.
Пресс-служба УАЗа