Учить будущих профессионалов — важная миссия
Они — источники знаний и умений. Профессионалы, которые вдохновляют и помогают развиваться в карьере. С их помощью стажёры быстрее вливаются в работу, а работники прокачивают свои навыки. Догадались, о ком идёт речь?
Конечно, о наставниках.
В Год педагога и наставника Уральский алюминиевый завод рассказывает об инструкторах производственного обучения в цикле материалов под названием «Я — наставник».
«Учить будущих профессионалов — важная миссия», — говорит лаборант химического анализа 3-5 блоков УАЗа Татьяна Ульянова. О том, что нужно, чтобы стать профессиональным работником и ментором для своих коллег, Татьяна рассказала в первой истории из цикла.
Татьяна работает на Уральском алюминиевом заводе с 2011 года. Сначала, будучи студенткой-металлургом в Каменск-Уральском политехническом колледже, практиковалась в литейном цехе. Окончив учёбу, пришла работать в одну из лабораторий УАЗа. Татьяна не простой рядовой сотрудник, более трёх лет она — наставник.
— Меня всегда тянуло к естественным наукам. С первого урока химии поняла: мне интересно. Моя учительница привила любовь к этой науке, а я связала с ней свой профессиональный путь. Сейчас сама провожу курсы целевого назначения.
Как только к нам приходит новое оборудование, новые лабораторные системы, назначается теоретический и практический курс. Я обучаю сотрудников практике использования оборудования. Сама пишу инструкции, актуализирую информацию в картах пошагового выполнения операций.
Наставник — это профессионал, который знает все нюансы работы и рассказывает о них другим. Понимает, как работать и как научить работать. Это тот, к кому можно обратиться, спросить. Причем спросить не только об оборудовании, с которым мы работаем, но и о другом — о том, что беспокоит, — это особенно важно для тех, кто работает первое время, адаптируется.
Мы все приходим молодые и неопытные, мы же со временем становимся профессионалами. Учить будущих профессионалов — важная миссия.
Татьяна считает, что самое важное в деле лаборанта — это точность.
— Она должна быть во всём! Любой анализ — это прежде всего точность. Достоверные результаты лабораторных анализов очень важны для исправной работы цеха. У цеха должны быть реальные, правильные цифры, а не искаженный результат. Для лаборанта-наставника важна точность подобранных слов, ведь конкретика, правильно подобранные слова — залог эффективного обучения.
Помимо точности, с точки зрения Татьяны, для наставника должны быть характерны целеустремленность и сдержанность.
— Целеустремлённость. Тут всё просто: если нет цели научить работе — ничего не получится.
— Сдержанность — то, чем должен обладать каждый наставник. Все разные. Конечно, есть люди, схватывающие на лету, но иногда в силу разных обстоятельств требуется больше времени, чтобы воспринять и усвоить информацию. Это абсолютно нормально, и наставник должен это понимать. Импульсивному и несдержанному человеку будет сложно обучать других.
Татьяна планирует развиваться и дальше не только как лаборант, но и как наставник.
— Когда-то от одного лаборанта я услышала такую фразу: «Хочу поучиться у оригинала». Под оригиналом подразумевается человек, с огромным опытом, большой профессионал своего дела. Я бы хотела достичь такого уровня профессионализма, чтобы когда-то про меня сказали также.
Пресс-служба УАЗа