«Цифровизация производства и новые стандарты охраны труда»: как РУСАЛ обеспечивает безопасность сотрудников на своих предприятиях

«Курс на человека» — именно к такому принципу постепенно приходят крупные промышленные предприятия. Поддержка сотрудников, их здоровья и безопасности, а также комфорта встают в число приоритетов. РУСАЛ — один из лидеров не только в области металлургического производства, но и в области поддержки своих сотрудников. Что для этого делается — узнаете в интервью с директором департамента охраны труда, промышленной и пожарной безопасности Дирекции по устойчивому развитию ОК «РУСАЛ» Александром Чеботкевичем.

В последние годы все крупные корпорации говорят о ESG-повестке. Как в РУСАЛе развивают это направление?

Компания РУСАЛ действует открыто и прозрачно, регулярно отчитываясь о своей деятельности. Нефинансовая отчетность РУСАЛа начиная с 2004 года ежегодно публикуется в соответствии со стандартами Глобальной инициативы по отчетности.

Есть ESG-повестка, которая включает направления, отвечающие запросам и ожиданиям заинтересованных сторон от нашего бизнеса — как рабочих и руководства компании, так и общества, людей, которые живут вокруг предприятия.

Устойчивая организация должна отвечать запросам разных групп лиц, то есть не нарушать климат, не ухудшать воздух, сберегать водные, земельные ресурсы, сохранять биоразнообразие. Например, в РУСАЛе есть программы по сохранению биоразнообразия водоемов, финансируется восстановление пород ценных рыб, мальков которых выпускаем в водоемы на территориях присутствия нашей компании.

Помимо E есть еще и S, и это как раз про социальную ответственность. Как РУСАЛ поддерживает стандарты социальной политики?

Конечно, в условиях нарастающего кризиса трудовых ресурсов компания должна быть привлекательна как работодатель: это и качественные и безопасные рабочие места, и эффективная и удобная спецодежда, и социальная помощь, начиная от организации питания на производственных площадках до внедрения здорового образа жизни и проведения спортивных мероприятий.

Помимо этого, работать должно быть интересно, должна быть налажена уважительная коммуникация между руководителями и сотрудниками. Ведь новое поколение, молодежь не готовы работать там, где нет возможностей для раскрытия потенциала. Кадровый голод есть сейчас даже в моногородах, поэтому мы стараемся развивать и там социальную составляющую: это реализация жилищных программ, поддержка детсадов, школ, восстановление домов культуры, здравоохранения. В том числе в борьбе с COVID-19. Так, за два ковидных года на средства РУСАЛа построены семь медицинских центров в Сибири и на Урале. За два года спасены жизни и здоровье более 20 тысяч человек.

А как улучшились условия труда сотрудников?

Для нас одной из важных составляющих безопасности труда является эргономика рабочих мест и современное оборудование. При этом нельзя не отметить, что некоторым заводам РУСАЛа более 70 лет. Сейчас мы занимаемся проектом по установке системы LOTO (аббревиатура от Lockout/ Tagout — дословно «Блокировка/ Вывешивание предупреждающих бирок») — ограничению подачи энергии в зону проведения работ, т. е. всевозможные замки, блокировки и т. д. К примеру, работа по внедрению LOTO ведется на Уральском алюминиевом заводе.

Другой проект — восстановление и установка аварийных душей. На некоторых наших производствах есть опасность попадания на человека химических растворов, и у него должна быть возможность сразу смыть этот раствор. Аварийный душ подсвечивается зеленым светодиодным светом, вода в него подается нажатием педали. У нас в планах проект по обеспечению индивидуальных наборов для промывки глаз.

Как изменилось само понятие охраны труда?

В связи с ESG-трансформацией бизнеса, трансформируется и роль специалиста по охране труда. Старая школа, когда специалист по охране труда — это тот, кто ходит, в книжечку что-то записывает, людей наказывает, осуществляет контрольно-надзорные функции, сейчас должна обрести и новую форму, и качественно новое содержание.

Специалист по охране труда должен быть партнером для руководства компании, линейных руководителей и рабочих, он должен быть проводником идей и соединять в рамках своей темы все управленческие уровни. Вообще, вопросы ESG-повестки, как арматура в фундаменте, вплетаются во все процессы компании: это технологические процессы, работа с персоналом, охрана труда и даже закупки, которые тоже должны осуществляться с освещением вопросов безопасности: что покупаем, есть ли на это разрешительная документация, насколько подрядчики привержены принципам безопасности труда.

Назовите главные проекты компании в этой области

Во-первых, развитие у сотрудников так называемых safetyskills — это новый проект, который разработала для нас аутсорсинговая компания в рамках оценки уровня культуры безопасности. По сути, это навыки безопасности сотрудников. Корпоративную культуру безопасности невозможно создать без изменения привычек безопасного поведения у людей.

Матрица safetyskills распространяется на всех сотрудников. В формате онлайн сотрудники проходят интервью и анкетирование для оценки их личностных качеств. После прохождения анкетирования и интервью для каждого человека создается индивидуальная программа, план развития человека. Все это реализуется в рамках обязательного обучения по охране труда в функциональной академии РУСАЛ.

Safety skills включаюти hard skills, и soft skills. Под hardskills мы понимаем образование, корпоративные требования, знание технологических процессов и карт пошагового выполнения операций. В softskills включаются когнитивные функции человека — память, мышление, навыки коммуникации, открытость, доброжелательность, и эти навыки, в отличие от hard, нужно «догружать», потому что человек приходит со своим базовым набором, а наша задача сместить его в сторону осознанной безопасности.

Второй пункт — это использование цифровизации в обучении. Например, для вводных инструктажей создаются фильмы с реальными кадрами ситуаций на заводе, после просмотра которых специалист тестирует людей, задает вопросы по усвоению материала.

По материалам интернет-газеты Newslab

Администрация городаАдминистрация города