Зарплата «в конверте» − ненадежный спутник для жизни
В настоящее время легализация теневой оплаты занятости остается одной из основных задач в сфере социально-трудовых отношений. Легализация налоговой базы с одной стороны − принуждение недобросовестного плательщика отразить в учете реальные суммы выплат работникам, а с другой-возможность получить в полном объеме помощь по временной нетрудоспособности, отпускные, выходное пособие при увольнении, кредит, а также достойную пенсию в дальнейшем.
Договоренность между работодателем и работником о выплате и получении заработной платы, не облагаемой налогами и другими обязательными отчислениями, является заведомо противоправной. «Теневая» заработная плата не обеспечивает социальной защищенности наемных работников. Кроме того, сокрытие сумм реально выплачиваемой заработной платы, занижение работодателями суммы страховых взносов, перечисляемых в Пенсионный фонд, ведет к нарушению конституционных прав граждан на получение трудовых пенсий в полном объеме.
Причиной, вызывающей интерес налоговых органов по данному вопросу, является необходимость контроля поступлений в бюджет. Именно инспекция проводит анализ соответствия выплачиваемой работникам зарплаты уровню МРОТ и уровню среднеотраслевой оплаты труда. На особом контроле налоговых органов риски, связанные с уклонением работодателей от своевременной и полной уплаты налога на доходы физических лиц. Соответственно, актуализация процесса проведения расчетов с персоналом в прозрачной среде-является одной из приоритетных целей Федеральной налоговой службы. ИФНС вправе вызвать налогоплательщика для пояснения любых вопросов, связанных с уплатой налогов и взносов (пп.4 п.1, п.2.1 ст.31 Налогового кодекса РФ). Запросы и вызов в инспекцию игнорировать не стоит, так как это приведет к более серьезным последствиям: выездной проверке или направлению материалов в прокуратуру.