Без срока давности

  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider

С 5 по 30 апреля в городском выставочном зале пройдет выставка графики немецких художников-антифашистов «Без срока давности», посвященная Дню освобождения узников фашистских концлагерей и гетто.

Для всего мира день 11 апреля является особым, ведь через концентрационные лагеря Второй мировой войны прошло около 20 миллионов человек, 12 миллионов из которых погибли. Среди погибших в стенах концлагерей было 5 миллионов граждан СССР.

Актуальность выставки – в самом названии. У человечности никогда не закончится срок хранения, никогда не будут сданы в утиль любовь, дружба и взаимоуважение.

Председатель Каменск-Уральского отделения Свердловской областной ассоциации бывших узников гетто и нацистских лагерей Валентина Гостищева и Немецкое общество помощи ветеранам войны предоставляют возможность увидеть воочию работы пяти немецких художников. Среди них ярко выделяются работы Адольфа Бёхлиха, Кристиана Модерзона и Ханса Мрочински.

Акварельные работы Адольфа Бёхлиха уже выставлялись ранее в Каменске-Уральском в 2015 году. Татьяна Рогозина, специалист по выставочной деятельности, сообщила, что недавно, узнав об открытии новой выставки, мастер передал в дар Свердловской ассоциации еще шесть своих картин, написанных исключительно Санкт-Петербургской акварелью, так как художник считает ее лучшей в мире. Когда началась война, Бёхлих был ребенком, но увиденные им военные марши, парады и бомбардировки Дрездена наложили свой отпечаток и оставили глубокий шрам в душе юного Адольфа. Тогда он начал ценить красоту природы, а позднее, уже в мирное время, окончил академию искусств. Бёхлих прекрасно разбирался в химии красок, в том, как они взаимодействуют друг с другом и полотном. Именно поэтому его акварели пропитаны сочными цветами, резко контрастируя с находящейся рядом черно-белой графикой и акварельными работами других художников, которые старались передать в своих картинах трагизм войны.

Кристиан Модерзон и Ханс Мрочински – участники боевых действий. Модерзон по принуждению воевал на стороне фашистской Германии, но, получив ранение под Сталинградом, был спасён русскими солдатами и, воспользовавшись случаем, дезертировал. В отличие от работ Бёхлиха, картины Модерзона и Мрочински являются свидетельствами кошмаров войны. Графика Мрочински, в частности его работа «Мать над телом ребенка», заставляет зрителя замереть и задаться вопросом: «Неужели так и было?». Дополняет атмосферу полотен и сам стиль работы художника, резкий контраст между белым и черным.

Все эти работы демонстрируют переломный момент в жизни всего мира. В глазах людей, запечатленных на полотнах, отражаются самые страшные страницы XХ века.

 

Мария КАЙСАРОВА