«Осторожно, тонкий лёд!»

Вхождение в реформу по обращению с ТКО

  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider

16 января в Каменске-Уральском министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов и главы 34 муниципалитетов проанализировали работу регионального оператора на старте «мусорной реформы», взаимодействие ЕМУП «Спецавтобаза» с органами местного самоуправления, управляющими компаниями, предприятиями, малым бизнесом и населением сельских территорий.

Услугу по сбору, вывозу и захоронению твердых коммунальных отходов лператор предоставляет 2 млн. 700 тысячам жителей. Диалог глаза в глаза, множество частных вопросов по алгоритму работы ЕМУП «Спецавтобаза», обслуживанию территории городов, поселков, сел и деревень, в том числе тех, где никогда прежде сбором и вывозом мусора никто не занимался, по договорам и начислению платы за новую коммунальную услугу. Предложения, рекомендации региональному оператору, главам, юридическим лицам и первые выводы.

Первые итоги. Стартовали без сбоев

Итоги озвучили на брифинге для журналистов Каменска, Асбеста, Богдановича, Сухого Лога. Свою оценку дали министр ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов, директор ЕМУП «Специализированная автобаза» Григорий Вихарев, директор ООО «ТранСервис» – генерального перевозчика ТКО Дмитрий Елизаров и глава Каменска – Уральского Алексей Шмыков ― инициатор рабочего совещания.

Первые дни реформы пришлись на новогодние праздники. Объем мусора в такой период у жителей соответствующий. Николай Смирнов отметил, что серьезных сбоев на этапе сбора, вывоза отходов потребления на полигоны, их приемки и захоронения не было. Муниципалитеты, региональный оператор, главный перевозчик и субподрядчики сработали грамотно, без особых накладок. Жители многоэтажек получили услугу своевременно, в частном секторе и сельских территориях, где установили контейнеры, мусор вывезли. Министр подчеркнул: 90 процентов субподрядчиков в городах не новички ― свои, с большим опытом работы по санитарной очистке, хорошо известные жителям.

Жалобы от населения в эти две недели были, все они из разряда обычных: где-то ранним утром при погрузке гремели контейнерами, где-то в частном секторе люди не в курсе о графике вывоза, три дня ждали мусоровоз. Были звонки от жителей домов, считающих, что не в том месте установили баки для ТКО, что сбор в пакеты куда привычнее и удобнее, надо его вернуть.

Как показал мониторинг этих обращений, комментариев в социальных сетях, системные вопросы, требующие оперативного решения, есть: не хватает контейнеров в частном секторе, во многих детсадах, школах эти баки только закупают, не отработан график вывоза мусора, особенно в сельских территориях, жители не в курсе, не доехали еще мусоровозы до удаленных деревень.

Николай Смирнов, отвечая на вопросы журналистов о начислении платы за обращение с ТКО, подчеркнул, что сейчас очень важно не сделать «косяков» при выставлении счетов, как в многоэтажках, так и в частном секторе. Плата начисляется не с квадратного метра, как это было, а с человека, и ее сумма зависит от количества жильцов. Из строки «содержание жилья» сумма за сбор, вывоз и захоронение мусора исключена. При начислении оператору важно учесть тех же студентов, что уехали учиться в другие города. В Каменске, например, их более 2 500 человек.

Начисление платы за обращение ТКО для частного сектора и сельских территорий будет отражено в платежках ООО «Энергосбыт плюс». Прописана отдельной строкой, с наименованием конкретно новой коммунальной услуги – обращение с ТКО. Есть села и деревни, где новая услуга сейчас региональным оператором не предоставляется, соответственно начислений по ней пока делать не будут. Почему квитанция от этой организации? С ней ЕМУП «Спецавтобаза» заключил агентский договор.

ЕМУП «Спецавтобаза» как региональный оператор пополняет парк специальной техники. Как сообщил на брифинге его руководитель Григорий Вихарев, в парке сейчас 300 автомобилей, в декабре закупили партию из пяти новых мусоровозов, они уже эксплуатируются. В ближайшее время их количество станет еще больше.

С 1 по 13 января вывезли с территории 34 муниципальных образований 300 тысяч тонн отходов. Это на 20 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Как оценил первые итоги глава Каменска-Уральского?

― Главная задача была, чтобы все работало, как часы. Без изменений в отрицательную сторону. Что касается логистики, то для нашего предприятия «Горвнешблагоустройство», которое работает на территории города, добавился еще и Каменский район. Это для нас новшество. Работу в дальнейшем выстроим более эффективную. На первом этапе помощь генерального перевозчика (ООО «ТрансСервис») нам пока не понадобилась. Все вопросы, думаю, урегулируем, ― сказал на брифинге глава города.

В 16 крупных селах, которые обслуживает АО «Горвнешблагоустройство», контейнеры пока есть только в местах многоэтажной застройки. Первым поселком, где жители увидели появление 20 новых емкостей в январе, стал Мартюш.

О целях и сути «мусорной реформы»

Этот вопрос интересовал всех журналистов. Министр энергетики и ЖКХ Николай Смирнов ответил на него кратко и по существу.

― Если говорить без умных фраз, то мы прекрасно видели, что большое количество коммунальных отходов оказывалось не на полигонах, а в лесах, оврагах и т.д. Уже указывалось, что количество вывезенных на полигоны отходов увеличилось на двадцать процентов. То есть можно понять, где они оказывались раньше. Переход на новую систему поможет лишить экономического смысла вывоз отходов в несанкционированные места. Раньше управляющая компания платила за то, что перевозчик забрал мусор и увез. Сейчас же будут платить только за те отходы, которые доставили до полигона. Теряется смысл вываливать мусор в лес.

Второй момент касается частного сектора. Дачных поселков, населенных пунктов. Мы там наблюдаем массу несанкционированных свалок. Хотя жители говорят, что у них нет отходов. Теперь и они будут платить за вывоз мусора. И нет смысла выбрасывать все в лес. Все равно надо платить. Так что проще отнести пакет именно туда, где его заберет оператор и отвезет на полигон.

И еще один важный момент. Да, страна у нас большая, но мест для складирования мусора не хватает. При этом увеличивается количество отходов, которые могут отправляться на дополнительную переработку и многократно использоваться, - пояснил министр.

Насколько было необходимо в Каменске-Уральском прибегать к услугам регионального оператора? Да еще с дополнительным посредником – транспортным перевозчиком. У нас лицензированный полигон, свой оператор, который справляется со своей работой…

― Вопрос очень правильный. То есть ― часто задаваемый. Но тут спрос не с регионального оператора, потому что он выполняет функцию, указанную законодательством. От себя хочу сказать: при разработке территориальной схемы очень внимательно подходили к экономике предприятий, которые заняты утилизацией твердых бытовых отходов. Региональный оператор не несет функцию по вывозу отходов. Он ― некая управляющая компания, которая является центром сбора средств и выдачи заданий, каждой структуре, работающей в сфере вывоза отходов. Поэтому предприятие, которое эксплуатировало полигон ― будет получать свою сумму. Только сбор берет на себя оператор. Но он берет еще на себя и финансовую (экономическую) ответственность за недосбор средств. Мы понимаем, что на некоторый период будут «выпадающие» доходы у местных операторов. И региональный оператор берет на себя гарантию поступления этих средств.

Что касается отдельных муниципалитетов… Понимаете, мы не можем построить завод по переработке мусора для каждого. По этой причине тариф обращения с ТКО усредняется. Правительство области ответственно за весь регион. Мы не можем оставить в стороне сельские и отдаленные территории.

Просто в России есть примеры, когда на самом деле произошли коммунальные трагедии. В частности, отдельный кластер создали для Ростова и отдельно для Ростовской области. В итоге почти двукратная разница в тарифе. Наша задача была, чтобы вне зависимости от того, где живут свердловчане, у каждого услуга была приблизительно по равному тарифу. Поэтому мы разбили территорию области на три кластера. Дабы был некий усредненный показатель.

Вы уже отметили, что увеличилось количество мусора, который вывезли. Но у каждого полигона есть свой ресурс. Увеличения территории не избежать. Дополнительные траты. Повлияет ли это на тариф по вывозу мусора?

― Действительно, мы понимаем, что лимиты полигонов надо пересматривать. И заявки уже поступают. Конечно, формально полигоны могут принять мусора больше, чем утверждено лимитами. Но у нас задача отсортировывать мусор и пускать его на вторичную переработку. То есть мусора, который будет поступать на полигоны, будет меньше. По нашим оценкам, мы можем довести сортировку до 30 процентов от общего объема. Это первый этап. Второй ― 50 процентов. Ну, а на федеральном уровне поставлена задача - 80 процентов. То есть только 20 процентов отходов должны поступать на полигоны. И это фракции, которые имеют короткий период гниения. Уверен, что срок эксплуатации полигонов будет дольше, если бы не проводили реформу.

Но мы действительно планируем строительство дополнительных полигонов. Либо расширять действующие. Но все это не будет «ложиться» на тарифную составляющую. Тут дополнительная функция тех инвесторов, которые будут «заходить» и строить мусорно-сортировочные комплексы. Социальная нагрузка. Да без этого и не смогут построить свой завод, ― пояснил на брифинге Николай Смирнов.

Пока в планах строительство пяти заводов по переработке мусора, но без использования технологии его сжигания. Это принципиальная позиция губернатора Свердловской области, подчеркнул Николай Смирнов.

Администрация городаАдминистрация города