Транспортная доступность и качество обслуживания пассажиров неотделимы друг от друга

  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider

Действующая в Каменске-Уральском единая маршрутная сеть является оптимальной. Таково общее мнение экспертов института автомобильного транспорта УГЛТУ и горожан-участников социологического опроса, проведенного специалистами этого института в сентябре текущего года. Проблема в несоблюдении интервала движения на четвертом, пятом и одиннадцатом маршрутах.

Именно обращения в приемную по личным обращениям граждан с жалобами пассажиров на нерегулярное движение автобусов, а они совпадают с результатами мониторинга городской диспетчерской службы пассажирского транспорта, которая контролирует движение на линии в режиме реального времени, и стали поводом для заказа муниципалитетом дополнительного обследования.

Обследование проведено: изучен пассажиропоток в обычное время и «часы пик», проанализированы данные мониторинга Единой диспетчерской службы, а также социологического опроса жителей Каменска-Уральского на остановках общественного транспорта.

28 октября о результатах научно-исследовательской работы заведующий кафедрой автомобильного транспорта УГЛТУ Борис Андреевич Сидоров проинформировал руководителей муниципалитета, профильных специалистов отраслевого органа по городскому хозяйству, УГАДН, пассажирских предприятий, представителей Городской Думы и Общественной палаты.

Эксперты исходили из того, что все жители Каменска должны находиться в равных условиях, что администрация города работать на всех граждан, и пассажиров, и перевозчиков, что транспортный процесс должен отвечать требованиям безопасности дорожного движения. При проведении исследования на первом месте у ученых были интересы населения, подчеркнул Борис Сидоров.

Нет такого, чтобы автобусы в «часы пик» были переполнены, а в остальное время были совершенно пусты. Провозная возможность общественного транспорта на маршрутах 4, 5 и 11, по мнению Бориса Андреевича, не исчерпана.

У Каменска есть характерная для работы общественного транспорта особенность ― дублирование маршрутов, а отсюда и колебание пассажиропотока, на критических участках. В утренние «часы пик» это колебание на каждом из трех маршрутов больше, чем вечером, когда люди едут с работы или учебы. Это объяснимо, человек может зайти в магазин, отправиться на автобусе другого маршрута к родным или друзьям, поехать по другим делам.

Представляя результаты проведенного транспортного обследования, заведующий кафедрой УГЛТУ отметил, что результаты социологического опроса многое прояснили. 65% респондентов, опрошенных на всех отрезках четвертого, пятого и одиннадцатого маршрутов, оценили действующую сеть и работу пассажирских перевозчиков удовлетворительно. 35% поставили «неуд». Это те пассажиры, которым приходится ездить с пересадками.

Горожане, как показал опрос, ставят на первое место несоблюдение перевозчиками расписания, у них есть серьезные претензии к работе водителей (курят в салоне, разговаривают во время поездки по мобильному телефону, резко начинают движение, обгоняют друг друга на линии). «Почему, на наш взгляд есть претензии к транспортному обслуживанию, при том, что сама единая маршрутная сеть удачная? Выходы на линию ― у перевозчиков не те, что прописаны в договоре с муниципалитетом. Они объясняют это так – на этих маршрутах работают себе в убыток, теряют доход, потому что есть другой маршрут «7 детская больница ― заводоуправление УАЗа», где большой пассажиропоток», ― отметил эксперт.

Вывод, который сделали ученые: транспортное обслуживание в Каменске – Уральском нужно изменить, в несколько этапов. Чтобы перевозчики, имеющие договор с муниципалитетом, выполняли свои услуги в полном объеме и строго соблюдали график движения. Задача местной власти: создать условия для того, чтобы максимально возможно удовлетворить потребности населения в услугах общественного транспорта на территории города.

Рекомендация ученых: внести изменения в действующий маршрут №11, чтобы он пролегал не по проспекту и улице Карла Маркса, как сейчас, а по проспекту Победы и улице Пугачева.

«Учитывая Ваш опыт работы по транспортному обследованию в других городах, есть ли необходимость сделать маршруты в Каменске более короткими, чем сейчас? Сократить плечо и тем самым удешевить проезд? Или ввести для пассажиров единую карту?» ― спросил у эксперта УГЛТУ глава Алексей Шмыков.

Мнение Бориса Сидорова таково: в этом случае муниципалитету придется кардинально менять подход к ЕМС. Плюсом к этому провести большую подготовительную работу, чтобы оценить экономический эффект, для перевозчиков и для пассажиров, и огромную разъяснительную работу среди населения, поскольку каменцы привыкли к другой маршрутной сети и совершенно иной системе оплаты проезда.

Весь алгоритм организации транспортного обслуживания населения, права и обязанности сторон четко прописаны, в федеральном законе № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа». Контролирует соблюдение перевозчиками норм этого федерального закона Госавтодорнадзор.

Президент САПС Лилия Саранчук дополнила ученых. Она сделала акцент на нормах федерального закона №220 и на том, что в рамках его реализации обязаны выполнить местная власть и перевозчики.

Регулярность пассажирских перевозок для всех, кто работает в рамках ЕМС, обязательна, а муниципалитет и УГАДН обязаны добиться высокого качества транспортного обслуживания населения. Лилия Саранчук отметила, что Союзом и областным Минтрансом совместная работа над проектом уже ведется. Администрации города руководитель САПС рекомендовала принять свой муниципальный нормативно – правовой акт о параметрах качества услуги общественного транспорта на территории Каменска-Уральского. Как того требует законодатель.

 С 1 июля 2016 года за нарушение норм закона «О регулярных перевозках» инспекторы УГАДН уже привлекают перевозчиков к административной ответственности. Сумма штрафа внушительная ― от 300 тысяч рублей. Президент САПС привела пример Нижнего Тагила, где УГАДН наложил на перевозчика такой штраф за то, что он услугу осуществлял, но не продавал пассажирам общественного транспорта разовые билеты.

Вопросов, требующих от власти тщательного анализа и взвешенных решений, а от перевозчиков быть законопослушными, находить при оказании услуг общественного транспорта компромисс, много. В том числе по нерегулируемым маршрутам. Это сложный процесс, на его реализацию муниципалитетам Свердловской области потребуется полгода, заявила Лилия Саранчук.

Работая в рамках федерального закона №220, пассажирские предприятия в первую очередь должны думать не о своей выгоде, а о горожанах, которые пользуются их услугами. Таково общее мнение руководителей муниципалитета, депутатов и членов Общественной палаты.

Что касается рекомендаций, то отмахиваться от них администрация города не намерена. Специалистам отраслевого органа по городскому хозяйству поручено эти выкладки изучить, оценить плюсы и минусы, а затем предложить главе города проект решения.

― Мы убедились, что единая маршрутная сеть на сегодня эффективна, есть обоснование ученых, что автобусов на проблемных маршрутах недостаточно, что перевозчики должны добавить еще 20 единиц. Направления по повышению качества транспортного обслуживания населения понятны. По ним и будем двигаться, ― подытожил первый зам главы город Сергей Гераскин.