Дети дарят позитив
Школьные каникулы ― подходящее время для получения новых знаний, которые могут пригодиться целеустремленным активистам ― школьникам и волонтерам центра молодежной политики. Инициатором обучения вожатых выступил Центр молодежной политики.
Ежегодные сборы для потенциальных вожатых, которые планируют работать в летние каникулы на площадках школ, в загородных лагерях, прошли в социально-культурном центре. 50 школьников изъявили желание познать новое. Мастерством общения с детьми и азами педагогических знаний со школьниками делились члены студенческого отряда «Форсаж».
Форма проведения сборов необычная ― тематическая, посвящена одному дню из жизни вожатого. Ребята проигрывали ситуации из жизни лагеря: знакомство с отрядами, коллективно-творческая деятельность, обучающие занятия ― практикумы, игры на свежем воздухе, игры в помещении. А игра ― пятиминутка станет отличным помощником в случае заминки серьезной концертной программы. Все эти практикумы станут хорошим подспорьем в работе вожатого.
Чтобы узнать, как и чем могут заинтересовать, занять отдыхающих в лагере детей будущие вожатые, нужно погрузиться в атмосферу.
И вот она первая группа ― ее участники проводят игру на знакомство «Я дрозд ― ты дрозд». Как рассказали ребята, это не просто игра, помогающая легко адаптироваться и познакомиться друг с другом, но и незаменимый помощник в досуге. Особенно с детьми младшего возраста.
Одной из важных составляющих при знакомстве и общении детей является коллективно-творческая деятельность. Дети коллективно продумывают идею интересного дела в рамках одного отряда или всего лагеря.
В основе этого дела самостоятельная деятельность детей. Заставлять их что-то делать или проводить нельзя, поясняют будущим вожатым консультанты. Равно как и делать его только самим вожатым. Чтобы детям интересно было проводить в лагере время, они сами должны предложить идею мероприятия или занятия и воплотить ее в жизнь. Это развивает творческие и нравственные качества. В коллективной деятельности формируется сплочение и создается благоприятный психологический климат.
На этих сборах за основу было взято три вида коллективно-творческой деятельности: спортивный, общественно-политический, художественно- эстетический. Именно над ними и работали будущие вожатые.
Каждому участнику вожатских сборов организаторы выдали брошюру ― методичку «Копилка вожатого». И все идеи, что разрабатывались в ходе сборов, ребята вносили в эту копилку.
― На протяжении последних трех лет выезжаю в загородные лагеря. Сначала это был лагерь в Первоуральске. Два года подряд работаю с детьми в лагере Детства «Исетские зори». До этого выезжала и помогала в работе с детьми на добровольческих началах. Опыт в общении с детьми накопила колоссальный. И сегодня я здесь, чтобы этим опытом поделиться. Идея проведения сборов – крутая. Дети довольны. А передавать свои знания это просто здорово, ― рассказывает член педагогического отряда «Форсаж» Евгения.
Во время работы одной из площадок, Евгения поделилась ценными советами. Игры на знакомство надо проводить не только в первый день заезда, но на протяжении трех дней. В этом случае вероятность запомнить имена всех отдыхающих увеличивается. А вот мероприятия коллективной деятельности, целесообразно проводить спустя три дня после заезда. Надо помнить, что у любого мероприятия должна быть легенда. Сама идея должна принадлежать детям и дети должны это осознать. Тогда запланированное мероприятие даст положительный результат.
Будущим вожатым предложили придумать и провести такое мероприятие, чтобы они смогли «зажечь» сердца детей и каждого ребенка возникло огромное желание стать соучастником этой игры.
Придумали. «Олимпийская игра для вожатых» с легендой, игрой по ее расшифровке, путешествием по станциям, викториной и поиском кубка с олимпийским огнем.
Вторая команда работала над общественно-политическим направлением: выборы.
Третья предложила провести «Фестиваль национальных культур», чтобы дети смогли познакомиться с обычаями и культурой разных национальностей, населяющих территорию области. Ознакомиться с костюмами, с песенными и танцевальными традициями. Предложили провести мастер-класс по приготовлению блюда национальной кухни.
Сборы научат волонтеров, как занять себя, как организовать увлекательный и интересный досуг для сверстников, познакомят с новыми формами его проведения, говорят их организаторы.
― Прожив один день из жизни вожатого, старшеклассники смогут самостоятельно проводить интересные, яркие мероприятия для детей, чтобы у отдыхающих мальчишек и девчонок возникало желание вернуться в лагерь снова и снова, ― подчеркивает директор ЦМП Ануш Оганян. ― Неформальное общение, новые знания и положительные эмоции, полученные сегодня, запомнятся, своими впечатлениями будущие вожатые поделятся с другими детьми. А для кого-то, возможно, эта площадка станет шагом к выбору профессии, связанной с педагогической деятельностью, такие примеры есть среди участников вожатских сборов предыдущих лет.
― Это не просто игра, здесь все достаточно серьезно. Это можно использовать при общении с детьми, это нереально круто и полезно. В перспективе ― работа с детьми. Это у меня получается. Опыт вожатой имею с пятого класса общеобразовательной школы. И я знаю, что это мое, ― делится впечатлениями Екатерина Холкина из школы №31.
А вот мнение участниц вожатских сборов, представляющих школу №35: «Все советы студентов педагогического отряда «Форсаж» оказались ценными. Особенно о том, как избежать конфликтов в лагере, чем наполнить содержание тематического дня в лагере и какую выбрать форму проведения этого дня».
По окончании сборов каждому участнику был вручен сертификат о прохождении обучающего этапа и участи и в сборах «Дорога в лето».