Как педагоги помогают детям стать полноценными членами общества
Восемь детей мигрантов обучаются в школах Каменска-Уральского. Вопрос об их адаптации в социальном и образовательном пространстве обсудили на заседании Консультативного совета по национальностям при администрации города.
За последние десять лет количество вынужденных переселенцев мз стран ближнего зарубежья в Россию неуклонно растет. Значительную часть экономических и вынужденных мигрантов составляют дети дошкольного и школьного возраста. Многим из них предстоит в дальнейшем жить и трудиться на территории нашей страны. Каждый ребенок имеет право на получение образования. И главная задача – создать условия, при которых дети независимо от их культурной, расовой, национальной принадлежности могли бы себя полностью реализовать и стать полноценными членами общества, подчеркнула в своем выступлении начальник управления образования Лейла Миннуллина.
В этом учебном году в общеобразовательных учреждениях обучается восемь детей-мигрантов. Как показывает практика, проблем социальной адаптации не возникает у детей мигрантов из Украины. Возникают они у детей мигрантов, приехавших из стран Центральной Азии и Кавказа. Сложности в том, что такие дети слабо владеют русским языком, которое влечет непонимание материала и учителей, языковой барьер при попытке общения, отсутствие полноты общения в русскоговорящей среде. Низкий уровень знания истории и культуры России снижает самооценку ребят. Непонимание дисциплинарных моментов учебного процесса и бытовые проблемы, связанные с отсутствием постоянного жилья.
― Работа по сопровождению детей-мигрантов в школах и детских садах основывается на трехуровневой модели адаптации учащихся к новым социокультурным условиям. Ключевым направлением этого процесса являются ― учебная, социально-психологическая, социально-культурная адаптация. Эти мероприятия позволяют преодолевать трудности в учебной деятельности. Помогают овладевать навыками адаптации к социуму. Создаются условия для развития личностных качеств обучающихся. Распространяется идея духовного единства, дружбы народов и межэтнического согласия, ― отметила Лейна Минуллина.
В ходе обучения выявляются интересы и склонности детей-мигрантов. Они активно вовлекаются в творческие занятия и внеурочную деятельность.
Формы работы разные. Это благотворительные акции, фестивали, концерты национальных творческих коллективов, проведение национальных праздников, реализация социально-культурных проектов. В школах реализуется программа духовно-нравственного воспитания, включающая этнокультурный компонент.
Адаптация детей-мигрантов проходит лучше, если есть преемственность между детским садом и школой. Повышается познавательный интерес, активность и инициативность, формируется положительная школьная мотивация.
Члены Консультативного совета по делам национальностей выслушали мнение профессионалов об адаптации детей с неподдельным интересом и приняли информацию руководителя управления образования к сведению.