Они ковали Победу
Стела «Город трудовой доблести» станет по праву главной достопримечательностью Каменска-Уральского.
Архитектурная композиция на центральной площади города – это важная информационная площадка, которая позволит познакомиться с фотографиями и документами периода Великой Отечественной войны. На стеле – фотографии из архива краеведческого музея.
За стелой установлены четыре пилона. На их внешней стороне также размещены исторические фотографии, выполненные в алюминии, рассказывающие о работе каменцев в годы Великой Отечественной войны.
Слева от стелы семиметровый пилон рассказывает о рабочих КУМЗа. В центре – известное фото1943 года, запечатлевшее выпуск первой партии штамповок-лопастей для боевых самолетов
1 сентября 1943 года, под открытым небом, был пущен кузнечный цех; первой продукцией стали штамповки лопастей для фронтовых штурмовиков Ил-2. В ноябре задание по лопастям было выполнено, в декабре перекрыто на 3 %. Вверху – изображение горизонтально-гидравлического пресса усилием 3,5 тысячи тонн в кузнечном цехе. Осенью 1943 года свою первую продукцию выдали кузнечный и профильно-прессовый цехи.
На обратной стороне этого пилона размещены три почётные грамоты.
- Внизу – грамота Президиума Верховного Совета СССР о награждении Строительного треста №20 орденом Трудового Красного Знамени. Трестом построены завод № 268 (Каменск-Уральский металлургический завод легких сплавов), силикатный комбинат, цеха завода № 515 (ОЦМ) и завода № 286 (Каменск-Уральский литейный завод).
- В центре – грамота Президиума Верховного Совета СССР от 1 апреля 1945 года о награждении Красногорской ТЭЦ орденом Ленина. За быстрый ввод в действие и освоение сложного энергетического оборудования, за бесперебойное снабжение тепловой и электрической энергией алюминиевой и оборонной промышленности Урала.
- Вверху – грамота Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года о награждении УАЗа орденом Ленина. За успешное выполнение правительственного задания по снабжению алюминием и алюминиевыми сплавами авиационной и танковой промышленности.
***
Стоящий рядом трёхметровый пилон рассказывает о рабочих трестов, местных артелей и горпромкомбинатов. Здесь так же, как и на других предприятиях, отцов сменили их сыновья. На фото 1943 г. – Б.Н.Грознов, токарь Горпромкомбината. Выше фрагмент фотографии «Внутренний вид цеха кирпичного завода».
По итогам января 1944 года, среди средних предприятий союзного значения кирпичный завод завоевал переходящее Красное знамя Исполкома Горсовета и Горкома ВКП(б). Выдающимися результатами встречал завод Победу.
На обратной стороне пилона размещен макет, подготовленный на основе публикаций местной прессы и выдержек из архивных документов военных лет. Приведён отрывок из письма партактива города И.В. Сталину 1943 г.: «…мы горды, счастливы тем, что в каждом уничтоженном фашистском танке, самолёте, орудии есть и частица нашего труда, нашей лютой ненависти к врагу и бесконечной любви к нашей родине».
Строка из выступления 29 ноября 1942 года первого секретаря Свердловского обкома ВКП(б) В.М. Андрианова: «Каменск для нас дороже любой другой области».
Газета предприятия Постройкома и управления Уралалюминия «Крепость обороны» 17 октября 1942 г. с главным заголовком того времени: «Приказ Родины выполнен».
***
Основание второго семиметрового пилона, расположенного справа от стелы, украшено литьём архивной фотографии: «Работает ребёнок А.М. Лежнин, ученик слесаря в цехе №45. Март 1943 г. Завод № 286 (КУЛЗ)».
Часть Балашихинского завода № 120 осенью 1941 года эвакуирована в Каменск-Уральский на площадку строящегося завода № 286. Зима 1941-1942 годов выдалась суровой. Работали по 12 часов – по закону военного времени. КУЛЗ всю войну обеспечивал нашу авиацию колесами к самолетам. На стеле изображен истребитель Ла-5.
Венчает пилон фото «Внутренний вид цеха №42-б. 1942 г. Завод 286 (КУЛЗ)». Завод обеспечивал своей продукцией значительную часть сборочных авиационных предприятий и действующую фронтовую авиацию.
На обратной стороне пилона выбиты в металле названия Каменск-Уральских предприятий и тех, что были эвакуированы в наш город, – всех, кто приближал победу.
На лицевой стороне малого трехметрового пилона мы видим копию фото с рабочими-железнодорожниками. Это вагонники станции «Синарская». Все железнодорожники считались мобилизованными и имели «бронь», но многие ушли на фронт добровольцами. На их место вернулись пенсионеры, пришли женщины и подростки.
Над барельефом с молодыми железнодорожниками – фрагмент с фотографии с такими же юными швеями. Мастерские размещались в бывшем Белокуровском магазине и в здании Свято-Троицкой церкви. Основная продукция – пошив военного обмундирования, реставрация и ремонт военной одежды, пошив светонепроницаемых штор.
На обратной стороне пилона – документ: решение Исполнительного комитета Каменск-Уральского Горсовета Депутатов трудящихся № 789. 25 декабря 1942 г. «О развёртывании дополнительной сети средних школ для подростков», которые должны были обучаться без отрыва от производства при заводах города.
***
Каждая деталь архитектурной композиции на площади Ленинского комсомола несет в себе глубокий смысл и позволяет нам заглянуть в прошлое.
Каменск-Уральский удостоен почетного звания «Город трудовой доблести» за значительный вклад в укрепление обороноспособности страны в годы Великой Отечественной войны, за самоотверженный труд. От тыла, от его промышленного, технического, научного потенциала, от самоотверженного труда напрямую зависела победа.
По материалам сайта Краеведческого музея.