Пять наших школ в первой сотне
Независимая оценка качества образовательной деятельности школы необходима. К такому выводу пришли специалисты Управления образования, подводя итоги областного интегрального рейтинга, проведенного в 2015-2016 годах специалистами Института развития образования.
В рейтинге принимали участие более 600 школ Свердловской области, в том числе все школы Каменска-Уральского, пояснила ведущий специалист управления образования Тамара Плотникова. Работа по формированию интегрального рейтинга общеобразовательных организаций осуществлялась в рамках разработки единых измерительных материалов при проведении независимой оценки качества образовательной деятельности в соответствии с Государственным заданием ГАОУ ДПО «Институт развития образования».
Что оценивали эксперты? Возможности индивидуальной работы с учащимися, качество результатов основных и дополнительных программ, условий их реализации, качество условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Эксперты регионального оператора работали со статистическими отчетами, анализировали результаты выпускных экзаменов ― ОГЭ и ЕГЭ, информацию на официальных сайтах, информационную карту каждой школы, анкеты родителей.
Анкетирование родителей проходило анонимно, в режиме онлайн. На сайте каждого образовательного учреждения сегодня есть соответствующий баннер: родители могут выразить свое мнение. Результаты опроса родителей по независимой оценке качества образовательной деятельности анализируют прежде всего администрация школы и сами педагоги. Обсуждение проходит открыто, в формате педсовета. Острые вопросы стремятся отработать сразу.
Интегральный рейтинг формировался на основе промежуточных (частных) рейтингов по четырем направлениям:
- возможности индивидуализации содержания образовательной программы с учётом потребностей и интересов обучающихся,
- качество освоения основных и дополнительных образовательных программ,
- качество условий реализации основных и дополнительных программ,
- качество условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
― Результаты интегрального рейтинга дали пищу для размышления, ― констатирует Тамара Плотникова. ― Порадовало, что пять наших учреждений ― в первой сотне: школы №№ 31, 1, 21, 19 и лицей № 10. Мы смело можем назвать их лучшими школами Свердловской области. Кроме того, наши школы показали хорошие результаты в частных рейтингах. Например, школы № 31, 25, 30, 21, 32, 19 сегодня признаны лучшими, то есть вошли в первую сотню, по такому показателю, как создание условий для детей с ограниченными возможностями. Здесь создана доступная среда для инвалидов и проводится обучение по адаптированным образовательным программам.
В частном рейтинге «Качество условий реализации основных и дополнительных образовательных программ» в первой сотне ― школы №№ 34, 21, 19 и лицей № 10. Это значит, что здесь соответствуют требованиям материально-техническое и информационное обеспечение, соблюдены требования безопасности, сохранения здоровья школьников, оказывается психолого-педагогическая, медицинская, социальная помощь ученикам, есть необходимые кадры, а информация в полном объеме представлена на интернет-сайте.
Качество результатов освоения программ ― это результаты ГИА, участие обучающихся во всероссийских олимпиадах, в областной защите исследовательских проектов, результаты анкетирования родителей ― это ещё один частный рейтинг. Лучшими стали школы №№ 15,40,22,31,20 и лицей № 10.
Школы №№ 1, 17, 15 показали наилучшие результаты при оценке возможностей индивидуализации программы с учетом образовательных потребностей и интересов учащихся. В этом рейтинге учитывались возможности профильного обучения в школах, углубленного изучения предметов, дополнительного образования, участие школьников в социальных проектах, благотворительных акциях, проведение культурно-массовых мероприятий.
― Следует учитывать, что подобный рейтинг проводился впервые, поэтому вполне вероятно, что некоторые школы где-то допустили технические ошибки при заполнении информационных карт. Поэтому при проведении повторного анализа работы школ в таком формате результаты будут выше, - уверена Тамара Андреевна. – В любом случае мы, а также педагоги, родители смогли увидеть слабые места, сделали выводы и уже начали работать над устранением недостатков. Например, не у всех школ на официальных сайтах была представлена необходимая информация, определенная законодательством. Некоторым школам нужно усилить научно-исследовательскую работу, более активно участвовать в олимпиадах, культурно-массовых мероприятиях. Чтобы повысить результаты обучения, следует активнее проводить методическую работу с молодыми педагогами. Для каждого образовательного учреждения ― свои рекомендации, своя программа развития.
В основном результаты рейтинга подтвердили результаты городских конкурсов. Хорошие показатели у тех, кто уже был «Лидером года», кто участвовал в конкурсах и выигрывал миллионные гранты.
Повторно независимую оценку планируется проводить уже в 2017 году. Пройти испытание предстоит не только школам и детским садам, но и учреждениям дополнительного образования. Возможно, в Каменске будет создан Общественный совет по НОК, который и будет проводить независимую оценку. В любом случае эта работа станет регулярной и обязательной.
Фото с сайта лицея №10.