Дублер Байновского моста: представлены два варианта
Строительство нового моста через реку Исеть стало одной из ключевых тем городского гражданского форума. Перспективы проекта обсуждали на одной из шести дискуссионных площадок. Ее назвали символично – «Мост в будущее». Модератором выступил зам главы города по развитию территории Николай Орлов, а среди приглашенных экспертов были зам губернатора Свердловской области Алексей Шмыков и глава города Алексей Герасимов.
Но для начала участники площадки, а их было 54, обсудили состояние городских дорог. Директор УГХ Яков Барбицкий отметил, что за последние пять лет в их ремонт вложено более 1,5 млрд рублей. Он напомнил, что в нынешнем году приведут в порядок еще 25 участков на сумму более 426,7 миллионов. И сделал акцент на один из результатов этой работы: снижение и общего количества ДТП в Каменске-Уральском, и числа пострадавших в них – со 136 в 2016 году до 77 в 2020 году.
Другая важная тема – содержание и развитие дорожной инфраструктуры. Здесь помогут технологии. В Каменске-Уральском уже есть две умные остановки, в этом году планируется поставить еще несколько. Один из элементов таких комплексов – экраны с временем прибытия автобусов. Систему контроля за городским транспортом в Каменске-Уральском запускали специалисты компании «Ультрастар Развитие». Ее представитель Николай Щелканов рассказал о перспективах сервиса. Во-первых, планируется улучшать точность прогноза прибытия автобусов. Кроме того, сейчас на мониторах умных остановок не отображается пока информация о пригородных автобусах. Ее в перспективе тоже добавят.
Мобильные технологии помогут и содержанию улиц. Не исключено, что в Каменске-Уральском появится приложение для оперативного получения от населения жалоб на состояние дорог.
Главная проблема транспортной инфраструктуры города на сегодня – высокая нагрузка на Байновский мост, акцентировал Николай Орлов. В сутки по нему курсирует порядка 30 тыс. автомобилей. В 2011-2013 годах был разработан проект нового моста – в районе Старого Каменска и п. Мартюш. Его не удалось воплотить в жизнь по целому ряду причин. Перед строительством необходимо переформатировать улично-дорожную сеть старой части города. Между тем, здесь более четырех десятков объектов культурного наследия и каждый имеет охранную зону. Кроме того, много времени и средств понадобится на выкуп участков и объектов недвижимости, попадающих в зону строительства.
По оценке Николая Орлова, общая стоимость реализации проекта в итоге выльется в сумму порядка 4,8 млрд рублей (для справки, доходы городского бюджета в 2021 году – порядка 7,4 млрд рублей). Необходимо софинансирование из федерального бюджета по нацпроекту «Безопасные дороги». Но сейчас в нем участвуют только города с населением свыше 300 тыс. человек.
– Нужна альтернатива. На наш взгляд, оптимальным сейчас является вариант строительства дублера существующего Байновского моста, – отметил Николай Орлов.
Сложностей с дублером будет гораздо меньше. В границы проектирования попадают только муниципальные и неразграниченные земли (значит, выкуп не понадобится). Да, в этом районе проходит немало коммуникаций. Потребуется их перенос. Но все же общая стоимость этого моста будет в разы ниже. По приблизительным оценкам удастся уложиться в 1,5 млрд рублей.
Подготовка началась. Черновые наработки участникам дискуссионной площадки представил первый зам генерального директора ООО «Трансмостинжиниринг» кандидат технических наук Дмитрий Смердов.
Предполагается, что новый мост возведут рядом с Байновским, с восточной его стороны. Таким образом, первый будет использоваться для движения в Красногорский район, а второй – в Синарский. Ключевой вопрос – как организовать движение на подходах к мосту. Дмитрий Николаевич рассказал о двух вариантах планировочных решений. Один предполагает установку светофоров на круговых перекрестках, другой – строительство двух развязок со стороны Красногорского района (и тогда новый мост будет выше Байновского более чем на 5 метров).
У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Эксперты обсудили эти нюансы и внесли свои замечания. Алексей Шмыков считает, что для большей эффективности нужно будет синхронизировать работу близлежащих светофоров – организовать «зеленую волну» на подъездах к двум мостам. Депутат Государственной Думы Лев Ковпак также подчеркнул, что нужно подходить к вопросу комплексно, при строительстве дублера не стоит забывать и о прилегающих улицах, просчитав возможность их обновления. Зам министра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Денис Чегаев отметил, что оба предложенных варианта имеют право на жизнь – сейчас нужно оценить, какой будет эффективнее.
Но все эксперты сошлись во мнении, что дублер нужен.
– Строительство будет означать в первую очередь повышение надежности транспортной связи между двумя районами. Начинаем работу уже в этом году. Наша задача на ближайшую перспективу – провести предпроектную проработку и изыскания, выбрать один из предложенных здесь вариантов. Далее предстоит найти финансирование, – подвел итог дискуссии глава города Алексей Герасимов.
Добавим, что возведение дублера не означает полный отказ от планов строительства моста в районе п. Мартюш и Старого Каменска. Об этом тоже говорили на дискуссионной площадке. Этот дорогостоящий проект имеет шансы на воплощение, но в более отдаленной перспективе.