Помощник партии
Нынешней осенью в Каменске, как и по всей стране, пройдут мероприятия, посвященные 100-летию Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ).
Казалось бы, зачем нам сегодня отмечать этот юбилей: структуры не существует уже почти 20 лет. Однако у бывшего первого секретаря Каменск-Уральского ГК ВЛКСМ, а сейчас вице-президента Уральской торгово-промышленной палаты и руководителя оргкомитета праздника Владимира ВОРОНОВА есть этому объяснение.
– ВЛКСМ как структура действительно ушла с политической арены, но не в небытие, как многие сейчас считают. Очень много бывших комсомольцев в настоящее время живут среди нас. Есть они и в бизнесе, и во власти, – говорит Владимир Аркадьевич. – Потому нельзя назвать предстоящий юбилей «праздником обиженных стариков». Да, это время воспоминаний, но важно показать нынешней молодежи, какими активными были их сверстники в недалеком прошлом. Сегодня молодежь не так активна.
– В чем это проявляется?
– К 100-летию ВЛКСМ мы готовим выпуск книги о деятелях каменского комсомола. Делаем запросы в архивы городских предприятий, чтобы они предоставили нам личные дела молодых активистов того и нашего времени. Получив их, сравниваем: комсомольцы были более энергичными и сильными. И сейчас есть попытки организовать молодежь в структуру. Лет 20 этим занимается Российский союз молодежи. Но ему не удается набрать тот вес, статус, которыми обладал комсомол. Почему? Основная причина, по моему мнению, заключается в том, что у молодежи нет единой или, лучше сказать, путеводной, идеи. Раньше мы, комсомольцы города или предприятия, что-то захотели – и сделали. А сейчас что ни человек – то личное мнение. И из-за обилия идей нет общего понимания, куда двигаться. Ко всему прочему, у молодежных организаций нет достаточной помощи от государства. Еще 30 лет назад комсомол считался помощником партии, а партия – руководящей силой общества. Это была не просто идеологическая структура. Это были люди, которые прошли трудовой путь от простых рабочих. К слову, тут вытекает еще один важный комсомольский плюс. Это грамотная кадровая политика, которой нигде в мире больше не было. Сюда приходили люди, показавшие себя еще со школьной скамьи. Они становились на похожие должности в университетах, а после учебы – на предприятиях.
– Например?
– Расскажу из личного опыта. Это был 1978 год. Меня избрали комсомольским секретарем треста «Уралалюминстрой», единственной тогда строительной организации Каменска. Наши работники возводили более 100 тыс. кв. метров жилья в год, ставили хозобъекты на заводах, развивали инфраструктуру города. В тот же день, как меня избрали, приехали секретарь комитета комсомола ПО «Октябрь» Сергей Нечаев вместе с известным каменским тренером Владимиром Друзем. Суть дела изложили сразу: необходимо построить здание детско-юношеской спортивной школы. Выбрали место за 6-й больницей. Тогда там стояла довольно ветхая, разрушающаяся хозпостройка. И работа закипела. Я, со своей стороны, пригласил специалистов-строителей, секретари заводов организовали работу комсомольцев на подсобных работах, подвоз инвентаря и техники. Друзь с помощью руководства предприятий обеспечил стройку стройматериалами. Общими силами разобрали старое здание, началось строительство нового. Сегодня эта школа воспитывает мастеров спорта международного класса. Хотя делалась она, как видите, с минимумом бюджетных средств, практически на одном энтузиазме.
– То есть комсомол был неким аналогом нынешнего волонтерского движения?
– По сути, да. И это, наверно, произошло исторически. Сто лет назад возникло новое государство. А создавала его, в основной массе, молодежь. Где-то это происходило стихийно, где-то, наоборот, создавались ячейки, которые перерастали в организации. Эти движения росли по стране, стали появляться областные, городские организации, в том числе и молодежные. Что касается нашего региона, 8 декабря 1917 года была создана Свердловская областная организация Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ). В Каменске же она появилась лишь спустя два года – 2 августа 1919-го. Комсомольская молодежь придерживалась одной идеи – организовать строительство новой жизни. Идея действительно вдохновляла людей, как и нынешних волонтеров: если что-то захотели – сразу сделали. Сегодня добровольцы чистят городские улицы, а тогда это называлось коммунистическими или комсомольскими субботниками. Ребята делали большое дело для себя и для других. К слову, именно комсомол был самой массовой в мире молодежной организацией. В нашем городе ее численность достигала 25 тыс. человек. Причем она была четко структурирована. На уровне каменской администрации работал горком комсомола, в который избиралось 70 человек – лучших людей с заводов и предприятий города. Чуть ниже стояли комитеты районов. На крупных предприятиях были свои ячейки, имеющие права райкомов. То есть им было дано право самим вести прием, выдавать членские билеты, вести учет.
– Что входило в обязанности комсомольцев? Как я понял, одними субботниками наверняка не обходилось…
– В обязанности комсомола входила организация слетов, семинаров, молодежных турпоходов. Проводилось социалистическое соревнование комсомольско-молодежных бригад, спортивные состязания. Выдача призов – тоже за комсомолом. На плечах общественников лежала и работа по пионерским и детским трудовым лагерям. Именно каменские комсомольцы стали первыми в СССР, кто занялся организацией детских трудовых лагерей! Комсомольцы занимались строительством, многие уезжали на целину. По сути, благодаря молодежи были освоены просторы Казахстана. Наши, каменские, комсомольцы существенно помогали предприятиям. После института я пришел на завод инженером, наша ячейка из 10 человек занималась пусконаладкой оборудования, в том числе на всесоюзных ударных комсомольских стройках, которыми тогда были и цехи В-3 и Т-2 СинТЗ. Когда пришло новое западногерманское оборудование, мы доводили до ума и его. Не только крутили отверткой шурупы, но и крутили мозгами. Может, сейчас это звучит странно, но, чтобы запустить объект к сроку, мы сверхурочно делали это на добровольных началах. Никто не вдалбливал нам так называемую коммунистическую мораль – мы сами жили человеческими ценностями. Помню, как-то на слете студенческих стройотрядов кто-то извратил слова песни: «Детский лагерь Саласпилс, кто увидел – не забудет…» (Саласпилс – фашистский концлагерь, где содержались дети – ред.). Это была настоящая насмешка над памятью погибших, над высоким чувством, патриотизмом… С исполнителями тогда поговорили в довольно резкой форме – они свою вину признали.
– И все-таки, кто был самым важным человеком в комсомольском комитете?
– В комитете ВЛКСМ, будь он заводской или городской, был важен каждый человек! Без него не реализовалась бы ни одна задумка. Как и выбор самого ответственного из окружения – комсомольского секретаря. Он избирался на общем собрании, и этот человек был авторитетом с большой буквы, мог не только сплотить коллектив, но и держать уличных ребят, так как обладал высокими моральными качествами, инициативой и энергией. Он умел личными убеждениями и примером повести за собой на доброе дело людей. Есть ли это сейчас? Конечно, есть. Согласитесь, дела нынешней молодежной организации пока не столь существенны, если сравнивать с делами их ровесников-комсомольцев. В то же время, наблюдая, как каменская молодежь взялась за благоустройство городских объектов, я верю: молодежь города у нас и сегодня активная и неравнодушная.
Антон ЯДРЕННИКОВ «Каменский рабочий». Фото автора