Агитация в рамках закона
Чем ближе день голосования, тем ее больше. Иногда ее бывает слишком много и она слишком навязчива. Избирателей атакуют предвыборные программы и обещания кандидатов, почтовые ящики наполняются агитационными газетами и листовками, стены и стенды заклеиваются плакатами-агитками, кандидаты смотрят на нас с билбордов, звучат эффектные слоганы и лозунги. То, что без нее невозможно представить выборы, — понятно, ведь с ее помощью мы знакомимся с кандидатами, самостоятельно определяемся с симпатиями и предпочтениями и, в результате, делаем свой выбор осознанно...
Какой же должна быть предвыборная агитация с точки зрения закона? Об этом сегодня наш разговор с председателем Каменск-Уральской городской избирательной комиссии Ольгой Дегтяревой.
− Цель предвыборной агитации − побудить избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов или против них. Самыми активными участниками агитации являются кандидаты и их доверенные лица.
Кандидаты имеют право самостоятельно определять содержание, формы и методы своей агитации, однако только в рамках закона.
− Как и где проводится агитация?
− На каналах телевидения и радиовещания, в периодических печатных и сетевых изданиях. Возможны публичные мероприятия, в том числе собрания и встречи с избирателями, митинги, демонстрации, шествия, пикеты.
Кандидаты на должность Президента России имеют право проводить предвыборную агитацию с момента выдвижения, но некоторые гарантии и льготы при ее проведении становятся им доступны только после регистрации. Кроме того, агитация через средства массовой информации всегда начинается за 28 дней до дня голосования.
− Активные участники предвыборной компании – СМИ. Какова их роль в этот период?
− Организации, выпускающие теле- и радиопередачи, газеты и журналы, сетевые издания сами, по своей инициативе не имеют права проводить предвыборную агитацию за или против тех или иных кандидатов. Они предоставляют эфир или печатную площадь для размещения агитационных материалов исключительно зарегистрированным кандидатам.
Телерадиокомпании и газеты начнут предоставлять зарегистрированным кандидатам на должность Президента для размещения агитационных материалов с 17 февраля. Это будут видеоролики, статьи, иные материалы, которые предоставят сами кандидаты, оплатив их из своих избирательных фондов или получив возможность разметить их бесплатно.
− Как быть с тем, что уже сейчас в СМИ рассказывают о кандидатах на должность Президента? Разве это не агитация?
− Нет. Не нужно путать информирование и агитацию. Агитационный материал ставит перед собой цель побудить избирателя голосовать за или против конкретного кандидата. А информирование такой цели не содержит. Информирование – это представление объективной и достоверной информации о происходящих событиях, информация, не содержащая каких-либо оценок и комментариев. СМИ вправе свободно искать, получать и распространять информацию. СМИ свободны в своей деятельности по информированию избирателей. Они вправе свободно, без согласования с кем-либо, освещать события, происходящие в ходе избирательной кампании, и доводить до сведения телезрителей, читателей поступающую в СМИ информацию о реально происходящих предвыборных мероприятиях тех или иных кандидатов.
− Митинги, демонстрации, собрания, шествия и другие публичные мероприятия всегда привлекают особое внимание. Какие правила необходимо помнить кандидатам, чтоб не нарушить закон при проведении митингов и собраний?
− Право на организацию митинга, демонстрации, шествия, пикетирования в соответствии с требованиями закона имеют только зарегистрированные кандидаты. Кстати, закон допускает пикетирование с использованием быстровозводимых сборно-разборных конструкций, например, палаток, шатров. Массовые мероприятия согласовываются с органами власти и проводятся по строго определенным правилам с целью обеспечить общественную безопасность.
Что касается собраний и встреч с избирателями, то для этих целей, во-первых, администрацией города определены помещения, находящиеся в муниципальной собственности и пригодные для таких собраний, в каждом из которых каждый зарегистрированный кандидат может провести 2-часовую встречу с избирателями на безвозмездной основе. Такие помещения определены во всех муниципальных дворцах культуры. Приглашения на эти встречи распространяют сами кандидаты и их помощники.
Во-вторых, кандидаты на договорной основе вправе арендовать здания и помещения у граждан и организаций, которым они принадлежат, и проводить в них собрания и встречи. На такой платной основе встречи с избирателями могут организовать и незарегистрированные кандидаты.
− Очень скоро в почтовых ящиках появятся газеты, плакаты и другие «агитки». Это законно?
− Это самый распространенный способ, с помощью которого кандидаты могут рассказать избирателям о себе и о своих программах. Но и самый «мусорообразующий». К печатным, агитационным материалам относятся листовки, агитационные газеты, брошюры, календарики, плакаты. Эту бумажную и не только бумажную продукцию распространяют через почтовые ящики, рассылку, оставляют в организациях и общественных местах, расклеивают и прибивают… Это нашествие печатной агитации напоминает бумажный хаос, но условия и правила выпуска и распространения этих материалов определены законом и должны соблюдаться.
Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать так называемые «выходные» данные: данные организации, которая их изготовила, полное имя кандидата, который заказал их выпуск, тираж, дату выпуска и указание, за счет средств избирательного фонда какого кандидата оплачено их изготовление.
Разнос агитационных материалов допустим в любых формах — через почтовые ящики, из рук в руки, при проведении встреч с избирателями — главное, чтобы эти материалы не превращались в мусор, который лежит пачками в подъездах или на остановках.
− А если агитационные плакаты наклеены на дверях в подъезде, например?
− А вот расклеивание и размещение наглядной агитации на недвижимых и движимых объектах подчиняется главному требованию — с согласия и на условиях собственников, владельцев этих объектов. Собственник сам решит, разрешать или отказывать кандидату или его представителю, требовать ли за размещение плату или предоставлять объекты безвозмездно, заключать какое-либо письменное соглашение или договариваться устно. Это относится и к размещению материалов на фасадах и досках объявлений многоквартирных домов. Только за размещение с разрешения владельца агитационных материалов на объектах, находящихся в муниципальной или государственной собственности, плата не взимается, но разрешение все-таки требуется.
«Частник» определяет сам, кому из кандидатов он разрешит размещать агитацию. Владельцы муниципальных и государственных объектов должны либо разрешать размещение на них агитационных материалов всем кандидатам без исключения, либо не разрешать никому.
В нашем городе есть специальные стенды, которые постановлением администрации города определены как места, на которых безвозмездно и без какого-либо разрешения всем зарегистрированным кандидатам можно расклеивать печатные агитационные материалы. Важно, что это разрешено только зарегистрированным кандидатам.
− Какое наказание предусмотрено за нарушение правил агитации?
− Размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено законом, либо размещение материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Также ответственность за причинение ущерба имуществу собственника предусмотрена гражданским законодательством. Собственник имущества может требовать от лица, которое повредило его имущество, полного возмещения причиненных ему убытков, в том числе требовать возмещения расходов, которые были им произведены или должны будут быть произведены для восстановления поврежденного имущества.
Привлечь к административной ответственности можно тех, кто достиг 16-летнего возраста. Противоправные деяния лиц, не достигших 16 лет, чреваты постановкой таких подростков на учет в комиссию по делам несовершеннолетних. В случаях же, когда неправомерными действиями подростки причинили ущерб имуществу собственника, ответственность возместить причиненный ущерб перекладывается на родителей.
− В правилах проведения предвыборной агитации, распространении агитационных материалов существует ряд жестких запретов. Какие самые важные из них?
− Самые важные, пожалуй, следующие.
- в предвыборной агитации не могут участвовать избирательные комиссии и члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, органы власти, воинские части и военные организации, благотворительные и религиозные организации (при совершении обрядов и церемоний), иностранные граждане и юридические лица, представители организаций, осуществляющих выпуск СМИ, при осуществлении профессиональной деятельности;
- должностным лицам органов власти, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления любых организаций, нельзя проводить предвыборную агитацию при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и с использованием своих преимуществ своего должностного или служебного положения;
- запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет;
- запрещается распространение анонимных агитационных материалов;
- запрещается размещать агитационные материалы на памятниках, обелисках, в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
Предвыборная агитация должна быть прекращена в ноль часов за сутки до дня голосования — с 00.00 часов 17 марта года, что позволяет избирателям обдуманно сделать свой выбор, не подвергаясь непосредственному агитационному воздействию перед голосованием. Печатные агитационные материалы, ранее размешенные на специально определенных стендах, рекламных конструкциях могут сохраняться в день голосования на прежних местах.
Контроль за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации осуществляют избирательные комиссии, которые вправе привлекать к пресечению противоправной агитационной деятельности правоохранительные органы и иные органы власти.