Трудовые династии УАЗа. Отцы и дети.
Корнями сильны
«Династии – то, на чем держится любое предприятие. Там, где династии поддерживаются, пестуются , – молодежь в самом начале профессионального пути сделает выбор в пользу завода, на котором работал его дед, отец, старший брат. От этого польза всем. Тем более, внутри семьи знания, которые в дальнейшем пригодятся в работе, начинают передаваться от отца сыну задолго до трудоустройства. И люди о династиях должны знать, нужно рассказывать о них», - так считает глава династии Жарковых – Олег Геннадьевич Жарков, директор департамента по технологии и техническому развитию глиноземного производства УАЗа.
Основу славной уазовской династии, общий заводской стаж которой превысил 255 лет, заложил отец Олега Геннадьевича – Геннадий Дмитриевич Жарков. Вместе с супругой Верой Васильевной в 1955 году он приехал по распределению по окончании института из Томска в Каменск-Уральский на Уральский алюминиевый завод.
Свой 40-летний трудовой путь Геннадий Дмитриевич начал с цеха тепло-водоснабжения (ТВС). Знания и профессиональные качества молодого специалиста оценили, назначив руководить цехом ТВС.
Профессионал и талантливый организатор Жарков был назначен заместителем главного энергетика завода. Он вместе с коллегами отвечал за бесперебойное обеспечение теплом и водой предприятия и всего Красногорского района. За его плечами создание на УАЗе отдела охраны окружающей среды, который он до 1995 года возглавлял.
Его супруга Вера Васильевна хоть на УАЗе не работала, но была его неотъемлемой частью, внося весомый вклад в будущее предприятия. Закончив в Томске пединститут, по приезду в Каменск стала преподавать в городской школе рабочей молодежи: по вечерам за школьные парты усаживались десятки заводчан, которых она учила русскому языку и литературе.
В 1959 году к начинателям династии Жарковых присоединяется брат Веры Васильевны Валерий Липовка, проработавший на УАЗе 31 год и в 1990 году ушедший на пенсию. К слову, в семейном архиве сохранилась заметка из заводской многотиражки: «Коллектив смены электродного цеха алюминиевого завода, где трудится В.В. Липовка, еще 25 ноября 1980 года рапортовал о выполнении планов 10-й пятилетки. И неудивительно: передовой прокальщик Липовка выполняет план ежемесячно на 150 процентов. Валерий Васильевич награжден орденом «Знак Почета», Почетной грамотой Минцветмета. А по итогам 1980 года назван лучшим рабочим города».
Следующими когорту уазовцев пополнили сыновья Геннадия Дмитриевича Жаркова – Олег и Игорь.
Игорь Геннадьевич пришел на УАЗ в 1978 году. Работал электриком на 6-м участке, завершив свою деятельность на предприятии в 1991 году. Его жена Ольга на УАЗе проработала девять лет.
Трудовой путь Олега Геннадьевича на Уральском алюминиевом заводе начался в 1973 году, когда он сразу после школы пришел на предприятие. Потом служба в армии. После армии вернулся на завод. Вернулся потому, что много знал о заводе от отца и дяди, видел, как они работают – их пример сильно повлиял на принятие окончательного решения.
Интересно, что Олег Жарков изначально работать на заводе не планировал: он мечтал о небе. Успешно сдал экзамены в Челябинское высшее авиационное училище на штурмана. Но врачи вынесли неутешительный вердикт: долго летать не сможешь. Поэтому Олег забрал документы, ушел в армию, а после поступил в технический вуз по направлению от предприятия. Производственную практику проходил на УАЗе.
«Когда я первый раз пришел на завод в глиноземный цех. То, что увидел - поразило: большое количество труб, тусклое освещение, шум от работы оборудования и почти нет людей», - вспоминает Олег Геннадьевич.
По окончании института работал фильтровщиком, после - мастером. Руководил участком, был замом начальника цеха по третьему переделу.
Лихие девяностые внесли в жизнь и трудовую деятельность коррективы: пять лет, с 1991 по 1996 годы, трудился вне УАЗа. Потом все же вернулся обратно, устроился на 11-й участок, позже стал старшим мастером. Олега Геннадьевича вновь назначили замначальника цеха по третьему переделу. Позже возглавлял глиноземный цех. После упразднения должности начальника глиноземного цеха был назначен начальником отдела повышения эффективности глиноземного производства. С 2013 года работал начальником службы технологической поддержки дирекции по глиноземному производству (СТП ДГП). А после вывода подразделения из ДГП в ИТЦ – директором департамента по технологии и техническому развитию глиноземного производства, где и трудится по сей день. К слову, на сегодня трудовой стаж на УАЗе Олега Жаркова превысил 40 лет.
Вклад Олега Жаркова в работу предприятия отмечен высокими наградами: званием «Почетный металлург РФ», грамотами Минпромторга РФ, министерства металлургии Свердловской области.
На УАЗе работала и жена Олега Геннадьевича – Марина Вячеславовна Жаркова – с 1982 после окончания института по 2014 годы. Сначала аппаратчиком-гидрометаллургом в ЦОИЛ, затем в электролизном цехе – инженером по рационализации и технической информации, потом в цехе товаров народного потребления распределителем работ. Когда цех ТНП закрыли, перешла работать секретарем в ЛМЦ (ДРМО). Оттуда и ушла на заслуженный отдых.
По стопам родителей пошли сыновья Олега и Марины Жарковых – Геннадий и Сергей.
Старший сын - Геннадий Олегович Жарков. С 1999 по 2007 годы работал на выпарке 11-го участка и слесарем по сборке и ремонту насосов в ЦРММ. С 2007 года работает в ИСО. Без отрыва от производства окончил техникум и институт, в настоящее время работает специалистом в ДРМО.
А Сергей Олегович с 2002 года после окончания пофучилища работал сварщиком на участке №8 ДГП, потом слесарем по сборке и ремонту насосов в ЦРММ. Без отрыва от производства окончил техникум и институт. В настоящий момент работает мастером смены на участке №10.
На УАЗе работает и жена сына Игоря Геннадьевича Жаркова – Инна – в отделе технического контроля и центральной лаборатории.
Сейчас в семье Жарковых подрастают дети-внуки, которые глядя на своих родных-уазовцев, слушая их рассказы о прошлом и настоящем завода, возможно продолжат славную династию.
Пресс-служба «РУСАЛ Каменск-Уральский»