Итоги 2016 года

В городе создаются все необходимые условия для обеспечения конституционных прав граждан на получение общедоступного дошкольного и общего образования, развита сеть муниципальных образовательных учреждений:

  • общее образование предоставляется 31 общеобразовательным учреждением (17 399 обучающихся);
  • в Центре дополнительного образования дети имеют возможность проводить свой досуг (3 000 обучающихся);
  • функционирует 58 дошкольных образовательных учреждений (10 171 место).

 

Дошкольное образование.

В 2016 году изменилась сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), проводились мероприятия по ликвидации детского сада № 28. По этой причине произошло уменьшение количества мест в ДОУ. Так, на 01.01.2016г. в ДОУ было 10 270 мест, на 01.01.2017г. – 10 171 место.

Из-за несоблюдения сроков строительства детских садов по ул. Октябрьская, 94 и ул. Мусоргского, 7а в 2016 году не произошло увеличение количества мест в ДОУ.

Именно поэтому не отмечена позитивная динамика в решении вопроса обеспеченности местами детей дошкольного возраста в детских садах города. Если по состоянию на 01.01.2016г. в электронной очереди не были зарегистрированы дети в возрасте 3 года и старше, претендующие на устройство в детские сады, а численность детей, нуждающихся в устройстве в детские сады, в возрасте от 1,5 до 3 лет составляла 1 901 чел., то по состоянию на 01.01.2017г. в электронной очереди было зарегистрировано 160 детей старше 3-х лет и 1 890 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

В течение 2016 года продолжалась работа по приведению условий в дошкольных образовательных учреждениях в соответствие с требованиями санитарных правил и норм:

- в 32 ДОУ (55% от общего количества ДОУ) оснащались  медицинские блоки (проводился косметический ремонт, приобретались холодильники, бактерицидные лампы, мебель, жалюзи, обновлялось сантехническое оборудование и др.);

- в 39 ДОУ (67% от общего количества ДОУ) совершенствовались условия для физкультурно-оздоровительной работы с детьми (ремонтировали и пополняли игровое оборудование на участках, спортивных площадках, устанавливали малые архитектурные формы, оснащали физкультурные залы, спортивные уголки в группах и др.);

- в 15 ДОУ (26% от общего количества ДОУ) было приобретено спортивное и физкультурное оборудование за счет средств благотворительного фонда «Синара» (лыжи, детские тренажеры, мячи, маты и т.д.);

- в 7 ДОУ (12% от общего количества ДОУ) восстанавливали и ремонтировали теневые навесы;

- во всех ДОУ совершенствовались санитарно-гигиенические условия: проводили косметический ремонт помещений (100% ДОУ), оснащали пищеблоки и прачечные (100% ДОУ), частично меняли окна на ПВХ (64% ДОУ), обновляли и дополнительно устанавливали сантехническое оборудование, кабинки в детских туалетных комнатах (65% ДОУ), приобретали постельные принадлежности (100% ДОУ) и детскую мебель (100% ДОУ), для приведения в соответствие с нормами уровня освещенности проводили замену светильников, устанавливали энергосберегающие и светодиодные лампы (54% ДОУ).

В 2016 году продолжалась работа по обеспечению условий доступности объектов и услуг для инвалидов:

- в 100% ДОУ имеются паспорта доступности;

- в 100% ДОУ были разработаны Планы повышения значений показателей доступности («дорожные карты») на период 2016 – 2018 годов;

-  в 33 ДОУ (57% ДОУ) частично созданы условия для инвалидов: в 22 ДОУ (38%) установлена кнопка вызова персонала, в 4 ДОУ (7%) – пандусы, в 25 ДОУ (43%) произведено контрастное окрашивание пола, маркировка ступеней, дверей и др.

Также в ДОУ продолжалась работа по выполнению предписаний  Роспотребнадзора. В 2016 году из 22 предписаний, выданных в ДОУ, было полностью устранено 16 предписаний, частично – 6 предписаний со сроком устранения в 2017 году. Из 70 замечаний  устранено 50 (72%), не устранено 20 замечаний (28%), срок исполнения которых еще не истек. Основная причина – недостаточное финансирование. Отдельные мероприятия требуют значительных денежных затрат или реконструкции, капитального ремонта (например, оборудование туалетных дополнительной сантехникой, оборудование дополнительных цехов на пищеблоке, прачечной и т.д.).

В 2016 году функционировало 53 группы  для детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 28 групп для детей с тяжелыми нарушениями речи, 18 групп для детей с задержкой психического развития, 2 группы для детей с нарушением зрения, 1 группа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, 4 группы для детей с нарушением интеллекта.  Специализированные группы посещали 745 детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 52 ДОУ в штате имеются педагоги-психологи, которые работают с детьми, педагогами и родителями воспитанников. Их работа сориентирована как на детей, имеющих проблемы в развитии, общении и поведении, так и на  будущих первоклассников с целью профилактики школьной дезадаптаци. Кроме этого, в образовательные программы всех детских садов в части, формируемой участниками образовательных отношений, на постоянной основе включены и проводятся исследовательская деятельность, детское экспериментирование, проектная деятельность и изучение культуры и истории родного края в работе со старшими дошкольниками.

 В 2016 году продолжена работа в рамках проекта «Уральская инженерная школа» в период получения ребенком дошкольного образования. Развитие данной деятельности проявилось в том, что организовано соответствующее профессиональное сообщество для педагогов на уровне города. Таким образом, создаются предпосылки к развитию интереса у детей к техническим видам творчества, к естественно-научным знаниям. Детские сады  продолжают активно приобретать игровое и дидактическое оборудование – конструкторы и лаборатории для работы с дошкольниками, участвуя в различных конкурсах и грантах. Приобретаются конструкторы «лего-эдьюкейшен» и программное обеспечение к ним. Детские сады № 10, 90 приобрели оборудование и программное обеспечение для элементарной робототехники «Би-боты».

ДОУ города все активнее используют информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе, приобретаются ноутбуки для работы в группе, проекторы, интерактивные доски и программное обеспечение к ним.

 В 2016 году в 24 ДОУ найдены возможности для открытия 16,58 ставок учителей-логопедов рамках бюджетного финансирования. Дети, посещающие эти детские сады и имеющие проблемы в звукопроизношении, получили возможность бесплатной коррекции.

В детском саду № 5 с сентября 2016 года начата работа консультационного пункта для детей, не посещающих детский сад. Создаются условия для работы таких пунктов в детском саду № 3, где имеются необходимые помещения для приема детей и родителей.

Продолжает развиваться дополнительное образование в детских садах города. Посещают кружки в 3 детских садах 178 детей, по следующим направлениям: социально-педагогическое (40 детей), художественное (118 детей), физкультурно-спортивное (61 ребенок).

 Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 и постановления Правительства Свердловской области от 26.02.2013 № 223-ПП средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений планомерно увеличивалась. По итогам 2016 года среднемесячная зарплата педагогов ДОУ составила 29 496 руб., что на 3,8% выше, чем в 2015 году и соответствует целевому показателю, установленному «дорожной картой».

 

Общее и дополнительное образование.

В 2016 году сеть общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования не изменилась.

Количество обучающихся в 2016 – 2017 учебном году составило 17 399 чел., что на 579 чел. больше, чем в 2015 – 2016 учебном году. За последние три года наблюдается положительная динамика рост контингента обучающихся (2014 – 2015 учебный год – 16 240 чел., 2015 – 2016 учебный год – 16 820 чел.).

В 2016 – 2017 учебном году численность детей составляет:

- по образовательным программам начального общего образования – 7 681 чел., из них по адаптированным – 237 чел., в том числе для детей с тяжелыми нарушениями речи – 2 чел., для глухих – 1 чел., с задержкой психического развития – 232 чел., с нарушением опорно-двигательного аппарата – 2 чел.;

- по образовательным программа основного общего образования – 8 397 чел., из них по адаптированным – 314 чел., в том числе для детей с задержкой психического развития – 313 чел., с нарушением опорно-двигательного аппарата – 1 чел.;

- по образовательным программа среднего общего образования – 1 201 чел.;

- по программам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – 120 чел.

Самыми большими по численности контингента обучающихся являются средняя школа № 34 (1 213 чел.)  и средняя школа № 25 (1 017 чел.).

Средняя наполняемость общеобразовательных классов, как и в прошлом году, составила 24,1 чел. Средняя наполняемость первых классов – 26 чел. (в 2015 – 2016 учебном году – 26,4 чел.). Всего в школах действует 750 классов, что на 74 класса больше, чем в прошлом году.

Количество классов для детей с особыми возможностями здоровья составило 49, что на 3 класса больше, чем в прошлом году; общеобразовательных классов, в которых обучаются дети, имеющие ограниченные возможности здоровья – 297 или 39,6% от общего количества общеобразовательных классов.

В школах города обучалось 183 ребенка, относящихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на дому обучалось 63 ребенка, из них 51 ребенок-инвалид; по индивидуальному учебному плану обучалось 44 чел., из них 3 ребенка-инвалида.

В профильных группах и классах обучается 385 учащихся 10 – 11 классов, из них на:

- физико-математическом профиле – в 4 группах 48 чел.;

- физико-химическом профиле – в 2 группах 26 чел.;

- химико-биологическом профиле – в 2 группах 15 чел.;

- социально-экономическом профиле – в 9 группах 180 чел.;

- социально-гуманитарном – в 4 группах 63 чел.;

- иных профилях – 53 чел.

Численность обучающихся в классах с углубленным изучением предметов  составила 2 167 чел., что на 552 чел. больше, чем в прошлом учебном году.  Из них 112 обучающихся учатся в классах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, 1 428 чел. в классах естественнонаучного цикла, 160 чел. в классах социально-экономического профиля, 211 чел. в классах технического профиля, 256 чел. в классах математического профиля.

В 2016 – 2017 учебном году в школах открыто 50 групп продленного дня,  что на 38 групп больше, чем в прошлом году. В группах продленного дня  занимаются 1 109 детей, что на 898 детей больше уровня прошлого года.

С целью соблюдения прав обучающихся на получение дополнительного образования, предоставления детям широкого спектра дополнительных общеобразовательных программ в образовательных учреждениях открыто 237 детских объединений, укомплектованы 635 групп по 6 направленностям (художественной, технической, социально-педагогической, естественнонаучной, туристко-краеведческой, физкультурно-спортивной направленности), в которых занимаются 7 374 воспитанника в возрасте от 7 до 18 лет.

Дистанционное обучение в муниципальных общеобразовательных учреждениях не реализуется из-за отсутствия необходимых условий для  данной формы обучения (лицензионных, кадровых, материально-технических). Дети-инвалиды, обучающиеся на дому, имеют возможность получать дополнительные образовательные услуги в ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» (г. Екатеринбург).

В 30 общеобразовательных учреждениях организована деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов. Обеспечена деятельность областной территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (диагностика интеллектуального и речевого развития детей).

Одним из ведущих показателей является охват детей и подростков от 6,5 до 18 лет общим образованием. На начало 2016 – 2017 учебного года не приступили к обучению 15 чел. (0,1%). В городе на протяжении последних четырех лет сохраняется общеобластной уровень данного показателя.

Перед образовательными учреждениями города сегодня стоят серьезные задачи качественных улучшений  подготовки и проведения государственной итоговой аттестации, ее результатов.

По итогам 2015 – 2016 учебного года успеваемость в городе чуть выше показателя прошлого года и составила 99,4%, что свидетельствует о системной работе по повышению качества образования.

Общее количество неуспевающих обучающихся на конец учебного года составило 96 чел., на повторное обучение оставлен 61 чел., переведено условно в следующий класс 35 чел.

Качество знаний обучающихся повысилось на 1,4% в сравнении с прошлым учебным годом и составило 39,8%.

Создаваемая в России единая система оценки качества образования состоит из нескольких важных подсистем. Ключевым ее элементом является единый государственный экзамен, который является завершающим этапом освоения образовательной программы среднего общего образования. 

В течение всего учебного года в городе велась целенаправленная работа со всеми участниками государственной итоговой аттестации. Данная деятельность была направлена на создание комплекса условий, обеспечивающих качественную подготовку и проведение государственной итоговой аттестации для выпускников.

Мониторинг уровня качества обученности учащихся выпускных классов осуществлялся посредством проведения и последующего анализа контрольных работ, контрольных срезов, тестовых заданий различного уровня, пробного тестирования.

Мониторинг качества преподавания предметов учебного плана осуществлялся через внутришкольный контроль путем посещения уроков, проведения административных тематических проверок. Активно работали городские методические объединения учителей. Были проведены открытые уроки для педагогов города, творческие мастерские, семинары.

Таким образом, процедура подготовки к проведению государственной итоговой аттестации носила системный характер и проводилась в соответствии с действующим законодательством, федеральной и региональной политикой в сфере образования, были спроектированы механизмы управления процессом государственной итоговой аттестации обучающихся 9 и 11 классов.

Аттестаты с отличием в 2016 году получил 41 выпускник основной школы, в прошлом году – 28 выпускников. Медалью «За особые успехи в учении» награждено 47 выпускников средней школы (7,6% от общего количества), в прошлом году – 36 чел. (6%).

 В 2016 году в городе для проведения государственной итоговой аттестации выпускников, освоивших основные образовательные программы среднего общего образования, было сформировано 4 пункта проведения экзамена на базе средних школ № 15, 17, 22, лицея № 10, которые отработали весь период на высоком профессиональном уровне, без замечаний.

По итогам учебного года к государственной итоговой аттестации было допущено 99,5% обучающихся 11(12) классов, не допущено 3 чел. из вечерней школы № 1.

Если в 2015 году ЕГЭ по русскому языку не сдал 1 чел. из вечерней школы № 1, по математике – 2 чел. из вечерней школы № 1, то в 2016 году ЕГЭ по русскому языку сдали все учащиеся, по математике не сдали ЕГЭ 3 чел. из средних школ № 2, 30.

Средний балл ЕГЭ по русскому языку составил 72,5 балла, что ниже показателя прошлого года на 0,1 балла. Средний балл ЕГЭ по русскому языку выше городского показателя в средних школах № 4, 15, 17, 19, 22, 31, 34, 40, лицеях № 9, 10. Лучшие результаты по русскому языку у выпускников средних школ № 31, 15, 17. Доля выпускников, имеющих результат по русскому языку от 81 до 100 баллов, составила 30%. Высокие результаты по русскому языку в городе свидетельствуют о достаточно высоком профессионализме учителей-предметников.

Средний балл по математике профильного уровня – 53 балла,
что выше прошлогоднего результата на 8,7 балла. Средний балл ЕГЭ по математике профильного уровня выше городского показателя в средних школах №  3, 15, 17, 19, 20, 21, 22, 40 и лицее № 10. Лучшие результаты у выпускников средних школ № 15, 22, лицея № 10. Доля выпускников, имеющих результат по математике от 81 до 100 баллов, составила 6,9%, что выше показателя прошлого года на 6,5%. Средний балл по математике базового уровня составил 4,12 балла, что ниже прошлогоднего результата.

Экзамены по выбору сдавали 97,7% выпускников, что свидетельствует о целенаправленной подготовке к продолжению образования по конкретной специальности.

Анализ результатов государственной итоговой аттестации учащихся, окончивших 11 класс в 2015 – 2016 учебном году и получивших аттестаты особого образца, подтверждает достаточно высокий уровень мотивации данных детей.

 Проанализированы результаты каждого выпускника-медалиста (самые высокие средние баллы показали выпускники-медалисты школы № 40, лицея  № 10, школы № 22), 21 медалист имеет средний балл выше 80. Все выпускники-медалисты города поступили в высшие учебные заведения, 90% из них обучаются на бюджетных местах.

Одним из важных показателей качества образования является наличие 100-балльных результатов ЕГЭ. В прошлом году 100-балльников было 2 чел. по русскому языку в средней школе № 4 и по обществознанию в средней школе  № 5, в 2016 году – 3 чел. по русскому языку, из средних школ № 17, 31, 40.

В 2016 году наблюдается положительная динамика среднего балла в сравнении с 2015 годом по всем общеобразовательным предметам, кроме русского языка, математики базового уровня, физики, обществознания, литературы. Кроме того, необходимо отметить средние баллы по русскому языку, математике базовой, географии, истории, обществознанию, биологии – выше областных показателей, по химии – на уровне областного показателя, по физике и математике профильной – сопоставимы с областными показателями.

Задача, которая стоит сегодня – это необходимость обеспечения максимальной прозрачности и четкости в соблюдении всех экзаменационных процедур при проведении ЕГЭ в 2017 году, устранение существующих проблем с объективностью при проведении государственной итоговой аттестации в 9 классах, проверочных работ и итоговых сочинений.

Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов – один из важных элементов системы оценки качества образования, при этом, здесь еще нет того уровня объективности, который обеспечен на ЕГЭ.

В городе в 2016 году для проведения государственной итоговой аттестации выпускников, освоивших основные образовательные программы основного общего образования, было сформировано 8 пунктов проведения экзамена на базе средних школ № 2, 3, 19, 21, 31, 34, 40 и 51 (пункт проведения экзамена на дому).

К государственной итоговой аттестации было допущено 1 306 чел. (98,7%) обучающихся 9 классов, не допущено 17 чел. (1,3%) из средних школ № 11, 19, 20, 21, 31, 32, 39, 60, вечерней школы № 1. Государственная итоговая аттестация в 9 классах проходила в форме основного государственного экзамена и государственного выпускного экзамена 1 290 чел. (98,7%). В форме основного государственного экзамена проходили государственную итоговую аттестацию 1 226 чел. (93,9% от общего числа допущенных к итоговой аттестации), в форме государственного выпускного экзамена – 80 чел. (6,1%), что в 6,1 раза больше в сравнении с 2015 годом (13 чел.).

Успешно завершили государственную итоговую аттестацию в основной период выпускники средних школ № 3, 4, 11, 15, 21, 22, 30, 31, 32, основной школы № 14, лицея № 9.

В результате пересдачи экзаменов в основной период получены следующие результаты: основной государственный экзамен не сдали по математике 106 чел. (8,1%), по русскому языку – 21 чел. (1,6%).

По окончанию основного периода проведения государственной итоговой аттестации получили аттестат об основном общем образовании 91,9% выпускников.

Средняя отметка по русскому языку – 3,95, что соответствует уровню результата прошлого года (3,94). Лучшие результаты со средней отметкой от «4» и выше в средних школах № 4, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 31, 34, лицеях № 9, 10.

Средняя отметка по математике – 3,59, что несколько выше результата прошлого года (3,53). Лучший результат со средней отметкой «4» только в средней школе № 22. Выше городского показателя результаты в средних школах № 1, 4, 15, 17, 19, 21, 22, 25, 30, 31, 34, 35, 40, лицеях № 9, 10.

С 1 сентября 2016–2017 учебного года государственный образовательный стандарт основного общего образования введен в 5 – 6 классах всех общеобразовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу основного общего образования, продолжена апробация в 7 – 9 классах в 8 школах № 1, 17, 19, 21, 34, 35, 39, 40. Муниципальные общеобразовательные учреждения полностью укомплектованы  кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определенных федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего образования.

Продолжена реализации проекта «Уральская инженерная школа». Совместно с ПАО «СинТЗ», благотворительным фондом «Синара» реализован профориентационный  проект «Точка опоры» – 2016, победители проекта – команды средних школ № 3, 34, лицея № 10 – приняли участие в карьерном квесте УрФУ, команда лицея № 10 заняла 1 место. С сентября 2016 года реализуется проект «Точка опоры» – 2017, в рамках которого организован и проведен конкурс сочинений на тему «Профессии разные нужны – профессии рабочего важны!». Приняли участие 33 участника из 16 школ. Заключено Соглашение о совместной деятельности по развитию инновационного детского технического творчества между Центром дополнительного образования и Дворцом молодежи. Центром дополнительного образования проведены конкурсы «Роботостарт», «Лучший компьютерный художник», «Лучший Web-мастер», «Цифровая лента»¸ «Lego-фестиваль для дошкольников». В конкурсных мероприятиях технической направленности приняли участие более 300 школьников и 100 дошколят. Учащийся Центра дополнительного образования вошел в число финалистов III Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Национальный чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике Worldskills Hi-Tech». Учащиеся Центра дополнительного образования заняли призовое место в областных соревнованиях по робототехнике, стали дипломантами регионального этапа международного фестиваля детского и молодежного научного творчества «От винта», проводимого в рамках выставки «Иннопром – 2016», 8 учащихся обучились в рамках областного проекта «Школа юного пилота».

Заключено Соглашение о совместной деятельности по развитию инновационного детского технического творчества между Центром дополнительного образования и ГАОУ ДПО «Дворец молодежи» при поддержке ФГУП ПО «Октябрь», ПАО «СинТЗ», ОАО «КУМЗ», ООО «Уралсервис».

Центр дополнительного образования является базовой площадкой ГАОУ ДПО «Дворец молодежи» по теме «Интегрирование медиаобразования в учебно-воспитательный процесс учреждений образования Свердловской области».

Центром дополнительного образования организован и проведен Городской фестиваль «Роботостарт», в рамках которого были проведены соревнования «Hello, Robot», защита творческих проектов учащихся на тему «Космос: освоение планет», робототехническая олимпиада Lego WeDo, квест-игра для детей и родителей «Робот, на старт!». В фестивале приняли участие 87 учащихся из 6 образовательных учреждений города.

9 учащихся принимали участие в XIX международном конкурсе «Талантливые дети» (г.Новосибирск). В международном фестивале-конкурсе современного творчества детей и молодежи «Звездный проект» приняли участие 2 чел. В XXI международном интернет-конкурсе детского видео и детских видеоклипов в рамках «Звездного проекта» Фонда поддержки талантливых детей и молодежи приняли участие 10 чел., получен один диплом 2 степени, два диплома 3 степени, два диплома участника.

Количество участников различных конкурсов на муниципальном уровне составило 9 915 чел., количество победителей, призеров – 1 098 чел. (личное участие) и 3 857 чел. (в составе команды).

Количество участников различных конкурсов на областном, региональном уровне составило 867 чел., из них победителей, призеров – 178 чел.

В 2016 году были реализованы городские  социально-педагогические проекты «Формула Смелости», «Самый культурный класс», «Будь здоров!», «Путь к истокам». В проектах приняли участие учащиеся 75 классов из 26 муниципальных общеобразовательных учреждений. Общее количество участников проектов составило 1 950 чел. В рамках проектов было проведено 42 мероприятия.

Продолжается развитие технической основы современных информационных образовательных технологий. Все общеобразовательные учреждения имеют программное обеспечение, соответствующее  современным требованиям. В образовательном процессе используется 35  компьютерных классов, 8 450 компьютеров, 667 мультимедийных установок, 433 интерактивных доски. Количество компьютеров, подключенных к сети Интернет составляет 2 111 ед., в локальной сети – 1 726 ед. Все учащиеся имеют возможность выхода в сеть «Интернет» на скорости 20 Мбит/с.

Во всех образовательных учреждениях созданы официальные информационные сайты. Все муниципальные общеобразовательные учреждения публикуют в сети Интернет ежегодные публичные отчеты об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности, участвуют в размещении информации о деятельности муниципальных учреждений и об использовании закрепленного за ними имущества на официальном сайте Государственных (муниципальных) учреждений в сети Интернет.

Расширяется спектр муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде через единый портал государственных услуг. Все общеобразовательные учреждения предоставляют муниципальную услугу «Зачисление в общеобразовательное учреждение» с использованием автоматизированной системы «Е-услуги. Образование», муниципальную услугу «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости» с использованием информационной системы «Дневник.ru».

В 2016 году охвачено питанием 16 815 школьников, что составляет 97,3%. Горячим питанием охвачено 16 287 обучающихся, что составляет 94,3%. За счет средств областного бюджета получают бесплатное питание 7 738 обучающихся 1 – 4 классов (100%),  кроме того, бесплатное питание получают 2 472 школьника, относящихся к льготным категориям, из них 201 чел. – дети, оставшиеся без попечения родителей, 117 – дети-инвалиды, 810 – дети из малообеспеченных семей, 872 – дети из многодетных семей, 461 – учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, 11 – дети из семей беженцев, временных переселенцев.

В целях обеспечения контроля качества питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях МКУ «Санитарно-техническая пищевая лаборатория» проводит проверки организации питания с забором проб на полноту вложения сырья.

С целью обеспечения  сохранения и укрепления здоровья школьников  реализуется перспективный план мероприятий по приведению образовательных учреждений города в соответствие с требованиями новых санитарно-эпидемиологических требований. Совместно с учреждениями здравоохранения проведена  работа по вакцинопрофилактике.

Большое внимание уделяется профилактической работе. В 2016 году были проведены информационно-профилактические акции: «Семья без наркотиков», «Всемирный день без табака», «Жизнь без наркотиков», «Подросток – игла», «Сообщи, где торгуют смертью», Международный день борьбы с наркоманией, «Всемирный день борьбы со СПИД», «Единые дни профилактики», «Всероссийский день здоровья», «Всемирный день отказа от курения».

По данным анкетирования и опросов информацию по профилактике зависимого поведения школьников, методические материалы, информационные данные участники образовательного процесса получали на школьных сайтах, информационных стендах, в уголках здоровья. В работе семинаров приняли участие 4 110 обучающихся, 156 родителей, 423 педагога, 23 представителя субъектов профилактики.

В акциях, направленных на формирование здорового образа жизни, приняло участие 13 725 школьников, в агитбригадах – 829 подростков, волонтерской деятельностью были охвачены 340 подростков, во внеклассных мероприятиях, посвященных здоровому образу жизни и профилактике зависимого поведения, приняли участие 6 247 школьников, в различных конкурсах участвовали 5 625 обучающихся, уроки здоровья посетили 13 430 детей и подростков.

Управлением образования организована и координируется работа детских общественных объединений, одним из направлений деятельности которых, является формирование ценностей здорового образа жизни. Всего организована деятельность 19 волонтерских отрядов, где занимаются 310 школьников. Опыт работы педагогов-тьюторов по профилактике ВИЧ-инфекции признан одним из лучших в Свердловской области.

Разработан цикл лекций для общеобразовательных учреждений по профилактике употребления психоактивных веществ, определен перечень психологических тренингов для участников образовательного процесса, осуществлена подборка методических материалов профилактической направленности для использования во внеклассной деятельности, информационных материалов для включения в содержание учебных дисциплин.

В период с февраля по апрель 2016 года в муниципальных общеобразовательных учреждениях было проведено социально-психологическое тестирование подростков. Прошли тестирование 2 521 чел. из 2 525 чел., подлежащих данному тестированию. Из общего количества полученных результатов 48 чел. (1,9%) могут быть отнесены к группе риска по употреблению наркотических и психотропных веществ и нуждаются в профилактическом медицинском осмотре с целью уточнения ситуации по немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ. В целях обеспечения профилактической и коррекционно-развивающей работы в 2016 – 2017 учебном году увеличилось количество педагогов-психологов до 28 чел.

Состоялась традиционная комплексная спартакиада школьников, включающая в себя 15 спортивных мероприятий по 9 видам спорта, в том числе соревнования по программе многоборья физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Проведены  городской военно-спортивный конкурс «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!», спортивная игра «Зарница», «Президентские состязания», городская игра «Курс молодого бойца».

В 2016 году нормативы физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» выполнили 135 обучающихся, из них:

- 39 чел. – по уровню сложности, соответствующему золотому знаку отличия физкультурно-спортивного комплекса ГТО;

- 72 чел. – по уровню сложности, соответствующему серебреному знаку отличия физкультурно-спортивного комплекса ГТО;

- 24 чел. – по уровню сложности, соответствующему бронзовому знаку отличия физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

 

В 2016 году из местного бюджета на ремонт образовательных учреждений и выполнение предписаний органов государственного надзора направлено:

- ремонт кровли – 2 801,8 тыс. руб. (детские сады № 2, 8, 10, 12, 46, 59, 94, 96, 97);

- промывка и опрессовка систем отопления – 1 930,9 тыс. руб. (во всех образовательных учреждениях);

- общестроительные работы (замена окон, входных групп, ремонт пола и др.) – 1 495,1 тыс. руб. (школы № 3, 4, 5, 11, 19, 20, 21, 30, 35, 38, 51, детские сады № 2, 94);

- ремонт систем отопления, сантехнические работы – 172 тыс. руб. (школа № 22, детский сад № 15);

- обеспечение пожарной безопасности – 11 290 тыс. руб. (все образовательные учреждения).

Разработаны и реализуются программа по пожарной безопасности, по профилактике экстремизма и безопасности здоровья обучающихся и воспитанников.

В 2016 году органами государственного пожарного надзора муниципальным образовательным учреждениям было предложено к устранению 498 нарушений, из них устранено в течение года 462 нарушения.

В 2016 году на реализацию приоритетного национального проекта «Образование» были направлены средства в размере 140,3 млн. руб., на финансирование мероприятий по организации питания обучающихся, дополнительных выплат за классное руководство, приобретение учебно-наглядных пособий и оборудования в общеобразовательных учреждениях, развитие технической основы современных информационных образовательных технологий.

В  период с июля по декабрь 2016 года средние школы № 2, 4, 7, 16, 19, 20, 21, 35, лицей № 9 приняли участие в реализации программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях». В рамках данной программы за счет субсидии из областного бюджета был проведен капитальный ремонт более 40 помещений муниципальных общеобразовательных учреждений, оснащение учебных кабинетов  мебелью, учебно-наглядным и компьютерным оборудованием. Общий объем освоенных денежных средств составил 31 млн. руб. В результате, в муниципальных общеобразовательных учреждениях создано 562 дополнительных места, доля обучающихся в первую смену выросла на 1,7% и составила 93,9% всех обучающихся.

Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.

В образовательных учреждениях работают 2 455 педагогических работников: в дошкольных образовательных учреждениях  –  1 339 чел.  (в том числе 1 051 воспитатель); в общеобразовательных учреждениях различного типа  –  1 059 чел. (в том числе 984 учителя); в учреждениях дополнительного образования  –  57 чел.

Эффективной формой повышения мотивации педагогов к творческому саморазвитию, профессиональному росту являются конкурсы. В настоящее время сформировалось конкурсное движение в системе образования Свердловской области.

В 2016 году специалистами Центра дополнительного образования проведен первый городской конкурс методических служб образовательных учреждений города. В конкурсе приняли участие 12 образовательных учреждений, в финал вышли 7 школ, победителем стала школа № 1, в число призеров вошли школы № 5, 30, 34.

В 2016 году педагоги активно участвовали в региональных и областных конкурсах «Воспитать человека» – 15 чел., «Начало» – 14 молодых педагогов, «Учитель – профессия мужская» – 6 чел., «Воспитатель года России» в Свердловской области – 8 чел., «Учитель года России» в Свердловской области – 4 чел. (Беспалова В.Ю. вышла в финал и заняла 4 место), конкурс на соискание премий Губернатора Свердловской области – 7 чел., конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями – 3 чел. (вошли в число победителей Семенова Т.А. (школа № 34) и Беспалова В.Ю. (лицей № 10). Учитель средней школы № 3 Григорьева В.А. заняла 3 место в региональном конкурсе «За нравственный подвиг учителя».

В целях развития муниципальной системы образования, дальнейшего совершенствования условий для получения дошкольного, начального, основного и среднего (полного) образования, в целях определения и поощрения лучших муниципальных образовательных учреждений города состоялся 12-й традиционный городской конкурс «Лидеры года в образовании», в котором приняли участие 8 общеобразовательных и 10 дошкольных учреждений. Победителями признаны лицей № 10 и  детский сад № 86.

В 2016 году продолжалась целенаправленная работа по повышению квалификации педагогических и руководящих работников, курсы повышения квалификации прошли 1 131 чел., из них 889 чел. из общеобразовательных учреждений, 242 чел. из дошкольных учреждений.

Одним из процессов, обуславливающих непрерывное развитие профессиональной компетентности педагога, является аттестация. В 2016 году прошли аттестацию 356 педагогических работников, что составило 13,9% от всех педагогических работников. Общее количество аттестованных педагогических и руководящих работников по состоянию на 31.12.2016г. составило 82,5% от числа всех работников, из них 520 чел. имеют высшую квалификационную категорию, 1 308 чел. – первую квалификационную категорию.

В 2016 году продолжалась работа по переходу на «эффективный контракт» с педагогическими и руководящими работниками образовательных учреждений. С руководителями муниципальных образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования, в декабре 2014 года и январе 2015 года заключены новые трудовые договоры в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329 («эффективные контракты»). С января 2015 года руководители муниципальных образовательных учреждений реализуют график перехода на эффективный контракт в образовательном учреждении. На 31.12.2016г. из 4 663 работников муниципальных образовательных учреждений 2 740 чел. переведено на эффективный контракт, что составляет 58%.

В целом, созданные в городе кадровые условия достаточны для реализации законодательных гарантий в области образования.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 и постановления Правительства Свердловской области от 26.02.2013 № 223-ПП средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования планомерно увеличивалась. По итогам 2016 года среднемесячная зарплата педагогов общеобразовательных учреждений составила 31 667 руб., что соответствует целевому показателю, установленному Соглашением между Министерством общего и профессионального образования Свердловской области и муниципальным образованием город Каменск-Уральский по предоставлению субвенции. Среднемесячная заработная плата педагогов учреждений дополнительного образования – 23 841,8 руб., что на 6,8% выше, чем в 2015 году, но на 26,4% ниже установленного целевого показателя, что объясняется недостатком средств в местном бюджете.

В 2016 году проводилась целенаправленная работа по реализации задач, поставленных указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597, 599:

- средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений доведена до средней зарплаты по экономике города;

- средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений превышает среднюю заработную плату по городу;

- число высококвалифицированных работников в системе образования составляет 40%;

- разработана и реализуется система мер, направленных на повышение эффективности единого государственного экзамена;

- разработана и осуществляется система мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей;

- разработан и реализуется план мероприятий по реализации проекта «Уральская инженерная школа»;

- доля работников системы образования, прошедших повышение квалификации, составляет 46%;

- по дополнительным образовательным программам обучаются 70,4%  детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Основными трудностями и проблемами в развитии отрасли являются:

- необходимость проведения капитальных ремонтов образовательных учреждений (на сегодняшний капитального ремонта требуют 9 дошкольных и 8 общеобразовательных учреждений);

- отсутствие возможности проведения своевременных текущих ремонтов зданий, помещений образовательных учреждений, проведения работ, необходимых для снижения энергозатрат, по регулировке систем теплоснабжения зданий муниципальных образовательных учреждений;

- снижение уровня технического состояния внутренних инженерных сетей, протекающие кровли приводят к техническому износу стен, перекрытий, аварийному состоянию электропроводки;

- не выполняются в полном объеме предписания надзорных и контролирующих органов и необходимые мероприятия по антитеррористической защищенности образовательных учреждений;

- отсутствие средств на обновление морально и физически устаревшего учебного и игрового оборудования, мебели дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей;

- недостаточность средств на обновление учебно-методической базы реализации федеральных государственных образовательных стандартов;

- внедрение и обслуживание электронных систем управления сильно сдерживается отсутствием в штатных расписаниях муниципальных образовательных учреждений инженеров-программистов, системных администраторов;

- старение педагогических кадров за счет малого притока молодых педагогов в систему образования, частая сменяемость кадров;

- недостаточно высок  престиж педагогической профессии для молодежи              по причине низкого уровня заработной платы, необеспеченности жильем.

Задачи на 2017 год:

- обеспечение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет за счет ввода в эксплуатацию после завершения строительства двух детских садов по ул.Мусоргского, 7 на 125 мест и ул.Октябрьская, 94  на  300 мест;

- реализация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- апробация федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;

- обеспечение организационно-правовых, методических, материально-технических условий для введения новых федеральных государственных образовательных стандартов, успешного прохождения государственной (итоговой) аттестации, в том числе выпускниками 11 (12) классов в форме единого государственного экзамена и выпускниками 9 классов в стандартизированной форме;

- повышение роли воспитательного потенциала образовательных учреждений, укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений всех видов;

- совершенствование системы мероприятий для выявления и поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности;

- обеспечение реализации проекта «Уральская инженерная школа»;

- развитие технической основы современных информационных образовательных технологий, повышение доли обучающихся, имеющих доступ к современным информационным технологиям;

- совершенствование условий по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей;

- совершенствование работы по повышению профессионального мастерства работников образования, распространению и внедрению инновационных педагогических технологий и методик;

- увеличение доли аттестованных педагогических и руководящих работников за счет увеличения доли педагогических работников, аттестовавшихся с целью установления квалификационной категории;

- активизация работы по экономии и оптимизации расходов и привлечению внебюджетных средств;

- приведение условий воспитания и обучения в образовательных учреждениях в соответствие с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

- совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений;

- реализация мер по созданию безопасных условий обучения в муниципальных образовательных учреждениях, проведение капитального ремонта и необходимых текущих ремонтных работ, выполнение предписаний органов государственного надзора.

Реализация данных задач будет проводиться в рамках муниципальной программы «Развитие муниципальной системы образования  в муниципальном образовании город Каменск-Уральский на 2017 – 2021 годы».