Об отдельных вопросах практики применения пенсионного законодательства
Как рассматривается вопрос о досрочном пенсионном обеспечении в соответствии со Списками № 1 и № 2 травильщиков, занятых в производстве термической обработки металла?
Согласно действующему законодательству вопрос о досрочном пенсионном обеспечении травильщиков, занятых в производстве термической обработки металла, решается в зависимости от характера выполняемой ими работы. Так, травильщикам данного производства, занятым съемкой деталей после травления, досрочная страховая пенсия по старости назначается по Списку № 2 (раздел XIV «Металлообработка», подраздел 4 «Термическая обработка», позиция 2150400а-19182).
Что касается травильщиков, выполняющих другие работы, связанные с травлением изделий, предусмотренные для этих рабочих в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС, выпуск 2), то им досрочная пенсия может назначаться по Списку № 1 (раздел XXIII «Общие профессии», позиция 12100000-19182), если они заняты на травлении металла в растворах, содержащих вредные вещества 1—2 класса опасности или канцерогены, что должно в каждом конкретном случае подтверждаться документально.
С учетом изложенного и должен рассматриваться вопрос о досрочном пенсионном обеспечении травильщиков, занятых в производстве термической обработки металла.
Как рассматривается вопрос о досрочном пенсионном обеспечении рабочих литейного производства, занятых литьем в песчаные формы на участке литья по выплавляемым моделям в металлообработке?
При рассмотрении данного вопроса учитывается следующее. В литейном производстве металлообработки правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются литейщики вакуумного, центробежно-вакуумного и центробежного литья (Список № 2, раздел XIV «Металлообработка», подраздел 1 «Литейное производство», позиция 2150100а-13384 и Список № 1, раздел XI «Металлообработка, подраздел 1 «Литейное производство», позиция 1110100а-13384, если заняты на центробежных машинах), литейщики на машинах для литья под давлением (Список № 1, раздел XI, подраздел 1, позиция 1110100а -13395) и литейщики металла и сплавов (Список № 1, раздел XI, подраздел 1, позиция 1110100а -13392).
В соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС, выпуск 2) работы, связанные с литьем в песчаные формы по выплавляемым моделям, входят в тарифно-квалификационные характеристики для профессии «литейщик металла и сплавов», предусмотренной позицией 1110100а -13392 подраздела 1 раздела XI Списка № 1.
Могут ли рабочие, постоянно полный рабочий день занятые в профессии, на работах (в производствах) и в условиях, предусмотренных Списками № 1 и № 2 от 1991 года, на рабочем месте которых по результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) установлен итоговый класс вредности 3.2, пользоваться правом на досрочное пенсионное обеспечение, если по сведениям работодателя во вредных условиях труда с классом 3.2 такие рабочие заняты 50 процентов рабочего времени, а остальные 50 процентов заняты в допустимых условиях труда с классом 2?
В соответствии с частями 1, 2 и 6 статьи 30 Федерального закона
№ 400-ФЗ условиями предоставления права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пунктам 1-18 части 1 статьи 30 данного закона являются занятость на работах, предусмотренных списками работ, профессий, должностей, утвержденными в установленном порядке Правительством Российской Федерации (далее – Списки); уплата дополнительных тарифов страховых взносов, установленных статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации, а также соответствие класса условий труда на рабочих местах по указанным работам вредному или опасному, установленному по результатам проведенной СОУТ.
При этом учитывается итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочем месте, устанавливаемый по наиболее высокому классу (подклассу) вредности и (или) опасности одного из имеющихся на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов (Федеральный закон № 426-ФЗ, Методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н).
Процент занятости работника в течение рабочего времени в условиях, соответствующих итоговому классу условий труда, для целей досрочного пенсионного обеспечения значения не имеет.
Кроме того, оцениваемые в соответствии с Методикой № 33н факторы вредности (опасности) производственной среды и трудового процесса (например, световая среда, шум и др.) могут не соответствовать критериям предоставления права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленным пенсионным законодательством.
Учитывая изложенное, периоды постоянной полный рабочий день занятости рабочего в профессии, на работах (в производствах) и в условиях, предусмотренных Списками, на рабочем месте которого установлен итоговый класс вредности 3.2, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, при условии начисления и уплаты работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам.
Могут ли включаться в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, периоды соответствующей работы, протекавшие после 1 января 2013 года на территории государств-участников международных соглашений, построенных по принципу территориальности, в которых продолжает действовать институт досрочных пенсий?
С учетом подходов к рассмотрению вопросов о праве на досрочное назначение страховой пенсии по старости по законодательству Российской Федерации периоды соответствующей работы граждан в указанных государствах учитываются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ, при наличии схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий назначения досрочных пенсий и при подтверждении компетентным органом государства-участника соглашения, что такие периоды работы учитываются (учитывались) при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством этого государства.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы, предусмотренной пунктами 1-18 части 1 данной статьи, начиная с 1 января 2013 года, засчитываются в стаж для досрочного назначения пенсии при условии начисления и уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации, а после проведения специальной оценки условий труда в соответствии с введенным в действие на территории Российской Федерации с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» – наличия на соответствующих рабочих местах вредного и (или) опасного класса условий труда, установленного по результатам такой оценки.
Учитывая, что определенные с 1 января 2013 года Федеральным законом № 400-ФЗ условия досрочного пенсионного обеспечения не могут быть выполнены в отношении периодов работы, протекавшей на территориях иностранных государств, поскольку порядок уплаты страховых взносов в ПФР, а также проведение специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ и установление по ее результатам вредного и (или) опасного класса условий труда на рабочем месте работника относятся исключительно к ведению Российской Федерации, такие периоды не могут включаться в стаж, дающий право на досрочную пенсию по пунктам 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
В этой связи периоды соответствующей работы, имевшие место на территории государств-участников международных соглашений после 1 января 2013 года, могут учитываться только в страховой стаж.
Имеются ли основания для рассмотрения вопроса по установлению тождества наименования должности «сиделка (помощник по уходу)» наименованию должности «санитарка (младший медицинский персонал)» в целях досрочного пенсионного обеспечения по Списку № 2 от 1991 года (раздел XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обслуживания», подраздел «г», позиция 2260000г)?
Действующим законодательством право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку № 2 (раздел XXIV, подраздел «г», позиция 2260000г) установлено работникам, непосредственно обслуживающим больных в домах-интернатах для психических больных системы социального обеспечения, относящимся к категории среднего и младшего медицинского персонала.
Таким образом, основными условиями предоставления права на указанную пенсию являются:
постоянная полный рабочий день занятость непосредственным обслуживанием больных в поименованном Списком № 2 учреждении социального обслуживания;
отнесение работника независимо от его должности к категории младшего (либо среднего) медицинского персонала.
Отнесение работников к категории младшего либо среднего медицинского персонала производится на основании нормативных правовых актов Минздрава России (пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно Номенклатуре должностей медицинских работников
и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России
от 20 декабря 2012 г. № 1183н, к категории младшего медицинского персонала отнесена должность «младшая медицинская сестра по уходу за больными», а также «санитар (санитарка)». Должности «санитарка (младший медицинский персонал)» не существует.
При этом согласно трудовым функциям, определенным профессиональным стандартом «Младший медицинский персонал», утвержденным приказом Минтруда России от 12 января 2016 г. № 2н, работники в должности «младшая медицинская сестра по уходу за больными» выполняют работы, предусмотренные Списком № 2 (выполнение работ в условиях контакта с больными, профессиональный уход за ними, включая их санитарную обработку, транспортировку и сопровождение, смену нательного и постельного белья, кормление и др.), а в должности «санитар (санитарка)» - другие работы, не предусмотренные Списком № 2 (санитарное содержание палат, специализированных кабинетов, перемещение материальных объектов и медицинских отходов).
Должность «сиделка (помощник по уходу)» нормативными правовыми актами Минздрава России не отнесена к категории младшего медицинского персонала. Кроме того, согласно профессиональному стандарту «Сиделка (помощник по уходу)», утвержденному приказом Минтруда России от 20 июля 2018 г. № 507н, работы по уходу за лицами, нуждающимися в постороннем уходе, могут выполняться не только в поименованном в Списке № 2 учреждении, но и на дому.
В этой связи рассмотрение вопроса установления тождества должностей «сиделка (помощник по уходу)» и «санитарка» в целях досрочного пенсионного обеспечения нецелесообразно. Кроме того, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 не предусмотрена возможность установления тождества существующих самостоятельных должностей.