Трудовой батальон УАЗа. В тылу – как на фронте
В войну всё, что до этого работало на созидание и процветание страны, было направлено на оборону Родины и отпор фашистским оккупантам. Металл, который в мирное время мог быть пущен на автомашины, стройматериалы, инвентарь, шел на выпуск боевой техники, которая буквально с конвейера отправлялась на фронт. Уральский алюминиевый завод в Великую Отечественную войну ковал «крылья Победы» на трудовом фронте. И это была трудная битва.
На пределе возможностей
В военные годы в Каменске-Уральском практически все заводы получали электроэнергию от сети Красногорской теплоэлектроцентрали. Поэтому ценного ресурса катастрофически не хватало.
На УАЗе основные электролизные цеха работали в условиях частых ограничений в электроснабжении, отчего в электролизерах резко колебалось напряжение. А если к этому добавить постоянную нехватку сырья (бокситов, каустика), квалифицированных рабочих и инженерных кадров…
Так, за 1942 год УАЗ недополучил несколько десятков миллионов киловатт-часов, что соответственно становилось причиной переохлаждения электролизеров, нарушения технологии производства, снижения выплавки алюминия.
На решение первостепенных задач – электроэнергия, сырье, кадры – руководство УАЗа мобилизовало весь заводской коллектив. Требовались инициативность и нестандартный подход, а также личная ответственность каждого сотрудника на местах. Поэтому уазовцы изменили работу всех звеньев производственной схемы завода – от добычи и доставки боксита до выплавки алюминия.
Поскольку доставка субровских бокситов сильно затягивалась из-за загруженности железнодорожных путей, Соколовский бокситовый рудник вошел в подчинение заводу и стал его основной сырьевой базой. Специалисты-технологи и исследователи ЦЗЛ сосредоточились над усовершенствованием процесса глиноземного производства, связанного, прежде всего, с экономией тепловой энергии и материалов. А основные силы «Уралалюминстроя» были брошены на расширение Красногорской ТЭЦ и скорейший ввод ее новых мощностей.
Между тем в суровых условиях военного времени стремление наращивать объемы производства – стране был жизненно необходим стратегический металл – способствовало тому, что и оборудование, и люди работали на пределе возможностей и сил. Иначе никак. Поэтому нередко техника выходила из строя - надо было в срочнейшем порядке устранять аварию.
К примеру, в апреле 1944 года из-за чрезмерного применения метода интенсификации, при котором силу тока поднимали сверх нормы, процесс электролиза был нарушен.
Исправлять создавшуюся ситуацию на завод прибыл инженер «Главалюминия» А. А. Гайлит. Руководство завода и командированный специалист выстроили план действий, по которому необходимо было строго соблюдать состав анодной массы, временно снизить силу тока, полностью очистить электролит от угольной пены, чаще обрабатывать корку электролита, а в электролизерах увеличить уровень металла. Кроме того, было решено заменить в трех корпусах овальные кожухи электролизеров из листовой стали на прямоугольные из швеллеров и балок.
Таким образом, в тяжелейших условиях горячего хода электролизеров и повышенной температуры в цехах рабочие и инженерно-технические работники Уральского алюминиевого завода сумели ликвидировать серьезную аварию всего за месяц. Технологический процесс был налажен, выпуск алюминия в соответствии с графиком обеспечен - задания Народного комиссариата по выпуску и поставкам «крылатого металла» авиационной промышленности выполнены.
Пресс-служба «РУСАЛ Каменск-Уральский»
Фото из архива УАЗа