Трудовой батальон УАЗа. В тылу – как на фронте
За годы войны на Уральском алюминиевом заводе выпустили 300 тыс. тонн алюминия. Это был настоящий трудовой подвиг, за который завод 23 февраля 1945 года был удостоен высшей правительственной награды – ордена Ленина. Свой вклад в этот подвиг внесли и учащиеся фабрично-заводского обучения (ФЗО) – подростки, которых по законам военного времени призвали заменить на производстве работников, ушедших защищать Родину с оружием в руках.
«Война вас не забудет»
Соня Дементьева, 16-летняя девочка из Мордовии, оказалась на Уральском алюминиевом заводе в 1943 году. А до этого Соня жила с семьей в деревне Низовка. С раннего детства и когда училась в школе она мечтала стать в будущем агрономом. О другой профессии и слышать не хотела. Восемь классов деревенской школы окончила с грамотой. Но война все решила – и за Соню, и за сотни тысяч других подростков.
− Все деревенские ребята сбежали из деревни на фронт, − рассказывала Софья Петровна. – Поэтому, когда пришла разнарядка отправить кого-нибудь на Урал – работать на заводе, выбор остановился на мне. А мне тогда едва исполнилось 16. Урала у нас боялись: в понимании деревенских это был ссыльный край. Даже когда я в письмах на родину писала, что все у меня в порядке, здесь такие же люди живут, не верили. Пока в 1946-м, после окончания войны, в отпуск сама не приехала в деревню.
В феврале 1943-го вся деревня, провожая Соню, сочувствовала, плакала. Собрали девочке в дорогу кое-что поесть. Дали с собой замороженного молока, а оно в теплушке стало таять. Ехали очень долго: пути все время были заняты. Только до райцентра Ардатово вместо суток добирались 10 дней.
По прибытии в Каменск-Уральский призванную молодежь поделили на два завода – УАЗ и трубный. Софья Дементьева начала учиться в ФЗО на электромонтера. Учеба длилась 4-5 месяцев. Жить определили в общежитии на ул. Стахановской. По воспоминаниям Софьи Петровны, в общежитии везде был порядок, а главное – зимой тепло. Учащихся ФЗО три раза в день строем водили в столовую. И для многих это было счастьем - подростки были сыты.
− Учиться я старалась, − отмечала Софья Петровна, − особенно математика хорошо получалась. А вот с русским языком было похуже. В то время для меня случилось одно чудо: за хорошую учебу наградили меня путевкой на 12 дней в дом отдыха «Шарташ». Там я отдыхала в сентябре 1943-го, и казалось, я нахожусь в где-то другом мире.
Учеба закончилась, и началась взрослая жизнь: работа на стратегически важном предприятии. Софью Дементьеву распределили в электроцех, где она потом и трудилась всю жизнь. Была она и электромонтером в ремонтной группе, и инструментальщиком. Пробовала даже сваркой заниматься, но это дело у нее плохо пошло.
− Ребята в цехе смеялись, глядя, как я варю, − рассказывала ветеран. − Кстати, варили в том числе двухъярусные кровати для заводчан: на этих кроватях спали в бараках и общежитиях. Всю работу делали вручную, оттого руки всегда были по локоть в масле.
Электроцех находился тогда в одном здании с ремонтно-механическим. Там был цеховой испытательный стенд, где очень часто бывал директор завода Ефим Славский – часами работал с руководителями цеха.
− Ефима Павловича все очень уважали и любили за его человечное отношение к работникам завода, − отмечала Софья Дементьева. − Всегда зайдет на участок, поинтересуется, как нам работается, какие есть заботы. Помню, нам, молодым, говорил: «Работайте, работайте, детки. Война вас не забудет». Зимой он всегда ходил по заводу в фуфайке, как мы.
Для теплоты на ноги работникам выдавали американские ботинки. Правда, носки приходилось вязать самим.
Быт молодых работниц был обустроен так: у каждой своя кровать, набитый соломой матрас, ватная подушка, байковое одеяло и две простыни. По словам Софьи Петровны, с соседями везло: люди честно относились друг к другу. Кошельки с талонами на питание держали под подушками – и никогда ничего не пропадало.
Обедали в столовой № 1, а план выполнишь – получай УДП! То есть добавочный паек: 100 граммов хлеба и тарелка горячей лапши. К слову, в электроцехе его все получали. Об этом заботился начальник цеха Сериков. Весной и летом в столовском меню обязательно был суп с крапивой. Жгучую траву для столовой заготавливали сами заводчане.
− Особенно трудным для меня был первый год работы, − рассказывала Софья Петровна. − Все переживала, что плохо будет получаться, что сделаю неправильно.
Но со временем пришли навыки и уверенность в собственных силах. Так и трудились, отдавая всего себя работе. Так и войну пережили.
− Помню, как встретили победу. В общежитии радио не было, и мы не поверили, когда кто-то забежал в комнату и крикнул: война кончилась! Побежали в цех – там кто плачет, кто смеется. Все начальника ищут, ждут. Бегаем друг за другом, не знаем, что делать. Потом Сериков нас всех собрал в обмоточном отделении, поздравил с победой. А после стали ждать своих с фронта. У кого мужья не вернулись, надеялись, что живы, придут. У нас из электроцеха с фронта вернулись Квашнин и Пшеницын. А в родной моей деревне в Мордовии вообще остались после войны только старики да дети…
Пресс-служба «РУСАЛ Каменск-Уральский»