Трудовой батальон УАЗа. В тылу – как на фронте
1658 человек ушли на фронт с Уральского алюминиевого завода в период с 1941 по 1945 годы. Их рабочие места и те, что открылись вследствие укрупнения производства за счет эвакуированных с запада страны заводов, частично заняли прибывшие на Урал работники этих самых заводов, частично – женщины, трудармейцы, подростки.
В жестких условиях требовалось подготовить квалифицированные кадры – взамен ушедших на фронт. Было много сложностей, одна из которых – сделать из 14-17-летних ребят полноценных работников. Производственникам – мастерам, начальникам участков, бригадирам – приходилось становиться еще и педагогами. Судя по достижениям УАЗа в этот период, и ученики, и наставники с честью выдержали труднейший экзамен, название которому «война».
Уазовская закалка
Иван Данов родом из деревни Самариха, что в Пензенской области. Как и все деревенские, семья жила крестьянским трудом. С юных лет Ваня знал, что такое работа в поле, довелось ему также поработать скотником. Когда началась война, Данову только-только исполнилось тринадцать лет.
В 1944 году ребят, кто был годом старше Ивана, забрали на фронт, а его, деревенского паренька, вместо армии направили на завод. Так 17-летний Иван Данов оказался на Уральском алюминиевом заводе, где попал во второй электролизный цех, в седьмой корпус.
Сначала он стал анодчиком. Вскоре его перевели в электролизники. Как потом вспоминал Иван Максимович, в те годы в цехе также работали военнопленные – анодчиками. Все – в одной смене. Их строем водили на работу и с работы. Так же строем - в столовую.
Уазовский коллектив в ту пору был многонациональным: на завод прибыло большое число эвакуированных или направленных в трудармию. В рабочем коллективе были и армяне, и узбеки, и украинцы, и казахи. В основном - молодые ребята.
- Юность моя была барачной, - вспоминал Иван Максимович. – Сначала жил в рабочем общежитии – в бараке, где сейчас «гагаринский» мост.
В комнаты тогда заселялись до двадцати человек, а то и больше. Работники спали на двухъярусных кроватях. Позже Иван переехал в общежитие ЦЖС-4.
Электролизный военного времени, по словам Ивана Данова, был совсем другим, не то, что после. Штор на электролизных ваннах тогда не было, а воздух – хоть режь, горячий, пропитанный пылью. Работать приходилось «без времени», часто по двенадцать часов не уходили со смены. Пока анодчик все штыри не вытянет – никто не уходил с рабочего места. Работали ключами, вручную – доставалось за смену порядком.
Когда закончилась война, Ивану Данову пришло время идти в армию. Военную службу он нес в Польше, в танковых войсках. А отдав воинский долг, вернулся на родной УАЗ, в электролизный цех.
Правда, недолго Ивану довелось поработать электролизником – его вскоре перевели на стройку, потому что владел он редкой для того времени профессией экскаваторщика. Так что успел Данов еще и поучаствовать в строительстве города.
Позже Иван Максимович все же вновь пришел на завод, устроился в электротермический цех - крановщиком, потом шихтовщиком-дробильщиком. Так и проработал до самой пенсии на УАЗе. Добросовестный труд Ивана Максимовича был отмечен многими наградами, в числе которых – медали «За трудовое отличие» и «Ветеран труда».
Пресс-служба «РУСАЛ Каменск-Уральский»
Фото из архива УАЗа