Внимание! Экстренное предупреждение! Аномально-жаркая погода.
ВНИМАНИЕ! ЭКСТРЕННОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ВЫСОКОЙ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ!
ВНИМАНИЕ - ОСОБЫЙ ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РЕЖИМ!!!
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
Если хотите, чтобы вам волонтеры помогли приобрести продукты питания, оплатить жилищно-коммунальные услуги и телефонную связь, помогли с приобретением льготных лекарств, звоните: (3439) 39-61-17.

Трудовой батальон УАЗа. В тылу как на фронте

В первые годы Великой Отечественной на фронт ушло много заводчан – их рабочие места заняли люди с эвакуированных предприятий, а также те, кто прибыл в порядке трудовой мобилизации. При этом предприятию требовалось не только заменить ушедших на фронт, но и подготовить квалифицированных рабочих. На УАЗе действовали курсы техминимума, повышения квалификации, школа фабрично-заводского обучения (ФЗО), школа бригадиров, в основных цехах работали школы стахановских методов труда. За годы войны на Уральском алюминиевом заводе прошли обучение более 15 тыс. человек.

Стране нужен металл

Андрей Ефимович Клименко вместе с предприятием выстоял всю войну – от первого ее дня до последнего, награжден медалью «За трудовую доблесть». Ветеран завода Клименко был в числе тех, кто запускал электролиз в сентябре 1939-го. Без малого три десятка отдал электролизному цеху: был мастером, начальником смены, исполнял обязанности начальника корпусов.

― Моя трудовая деятельность началась на УАЗе 7 августа 1939 года, ― вспоминал Андрей Ефимович. ― На завод прибыла большая группа выпускников Днепровского химико-алюминиевого техникума: электролизников, глиноземщиков, анодчиков и химиков. Меня, Атманаки, Обдула, Пахно, Рындю направили в электролизный цех, где начальником был Рюмин.

Там Андрея Клименко определили мастером в смену опытного инженера-практика Б. Левитина. На молодого специалиста возлагалась большая и кропотливая работа.

Когда настало время выпуска первого уральского алюминия, чести первооткрывателей удостоилась ванна № 39. В памятный день 5 сентября 1939 года была отлита первая чушка уральского алюминия. По тем временам коллектив электролизного цеха стал первопроходцем в освоении новой технологии производства алюминия на электролизерах с тремя самообжигающимися анодами. 

В 1940 году за стахановский труд группа электролизников, в том числе и Клименко, была удостоена премий и почетных грамот Министерства цветной металлургии СССР.

Но мирный труд прервала война. Кадровые рабочие и ИТР завода были призваны в армию. Работу электролизного цеха лихорадила нехватка квалифицированных сотрудников, отсутствие сырья, материалов, обслуживающего персонала. Вынужденно нарушался технологический процесс: выливку металла проводили почти до появления электролита в летке, до самого нижнего уровня металла на дне ванны.

Но стране нужен был качественный металл. Днепровский и Волховский заводы эвакуированы – теперь вся Надежда на Уральский алюминиевый. С приходом Ефима Павловича Славского, нового директора завода, была введена бронь на призыв в армию квалифицированных кадров. Кроме того, организовали прием новых сотрудников. На курсах техминимума обучали электролизников, слесарей, анодчиков.

Штат электролизников пополнился и за счет кадров эвакуированных заводов - из Запорожья и Волхова. Сюда же в 1942 году прибыли труженики из среднеазиатских республик, впоследствии ставшие опытными рабочими завода, такие как отец и сын Еркимбаевы. Старший Еркимбаев возглавил бригаду электролизников. Прибыло и полку ИТР: на заводе теперь трудились выпускники институтов Эпштейн, Форсблом, Иванец и эвакуированные Слепков, Игнатенко, Герасимчук, Каминский, Стрельченко.

Одной из важных задач ИТР стало устранить тяжелые условия труда электролизников. Ее решили тем, что подняли пол до уровня поверхности рабочих ванн: обслуживать электролизеры стало легче.  Подняли эффективность работы вытяжной вентиляции, установив более мощные аппараты.

Люди с жаром противостояли врагу, пусть и в тылу. Развернулось трудовое соперничество. Появились передовые бригады электролизников: Пешкова, Еркимбаева, Поваляева, Иванова, Подкина. Зародилось соревнование «шестидесятников» - за выпуск 60 граммов металла на киловатт-час затраченной электроэнергии. Победителей этого соревнования поощряли живым поросенком!

Особенно Андрею Ефимовичу запомнился 1942 год. Тогда они работали в горячем температурном режиме, выше допустимой нормы. Были частые прорывы электролита в шинный канал, аноды расслаивались. Технико-экономические показатели расхода сырья, электроэнергии высокие, а уровень зеркала металла в ванных низкий. План по выливке металла не выполнялся. Над решением производственной проблемы бились все – от руководства до рабочих. Тогда и Андрей Клименко задался вопросом, как устранить нарушения.

Во время учебы в техникуме, будучи на практике на Днепровском заводе, он наблюдал, как проводились замеры высоты анода от уровня зеркала металла. Для этого использовали «магнитную стрелку» – буссоль, которую прикладывали к стержню анода. Если стрелка поднималась вверх, анод работает на электролиз. Если нет, значит, анод замкнут на металл, и его необходимо поднять.

У наших электролизников такого прибора не было. Тогда в ход пошла смекалка: они брали обыкновенную кочергу и, повернув ее под анодом, мысленно определяли высоту нахождения анода от подины ванны. После того как замеряли толщину слоя металла на дне ванны, определяли высоту анода от зеркала металла. По результатам давалась команда, какой анод поднять, какой опустить.

Таких задач, по словам Андрея Ефимовича, за всю жизнь пришлось решать немало – и в военное время, и в мирное.

Фото из архива УАЗа.

Пресс-служба «РУСАЛ Каменск-Уральский»

Администрация городаАдминистрация города