Трудовой батальон УАЗа. В тылу – как на фронте.
Шефы
Увеличение выпуска продукции и улучшение ее качества было бы невозможно без повышения уровня квалификации работников Уральского алюминиевого завода. За это направление в развитии предприятия отвечали инженеры, бравшие техническое шефство над бригадами и сменами рабочих технологов.
Идея технического шефства корнями своими уходит в стахановское движение тридцатых годов, когда инструкторы стахановских школ брали под свое наблюдение или руководство отдельные отстающие бригады и, показывая подшефным собственные передовые приемы работы, выращивали новых ударников.
Так, с самого начала войны наиболее опытные рабочие-электролизники были переведены в отдел подготовки кадров инструкторами школ стахановских методов труда; в их обязанность входило обучение новичков и молодежи технологии непосредственно у электролизеров. Научив правильно работать одну группу, инструктор переходил в другую, менее подготовленную.
Но наступил момент, когда все бригады электролизников достигли примерно одного уровня квалификации. При этом им нужно было постоянное технически грамотное руководство и систематический анализ, ведущие к сознательному управлению технологическим процессом.
Эту необходимость своевременно отметили инженеры-исследователи электролизной и литейной секций центральной заводской лаборатории Л.Ф. Киселевский, А.В. Панжина, И.П. Косенко, П.К. Ковшиков. Они первыми на УАЗе взяли общественное техническое шефство над бригадами электролизного цеха.
Каждый шеф постоянно контролировал и направлял работу сразу всех звеньев бригады, затем на регулярных бригадных собраниях анализировал деятельность каждого звена, обращая внимание коллектива на так называемые «мелкие отклонения» от технологии.
Эффект от шефства не заставил себя ждать: эти «мелочи» стали вызывать к себе у электролизников совершенно другое отношение, поскольку выяснилось, как значительно из-за них снижаются итоговые показатели работы всего коллектива в целом. Самое первое и, пожалуй, главное, что привнесли технические шефы, это своеобразная психологическая перестройка конкретных исполнителей. Теоретическое подробное обоснование всех рекомендаций, направленных на преодоление мелких технологических отклонений, помогало рабочим глубже проникать в суть производственного процесса.
Пример технического шефства начали перенимать в других цехах УАЗа. Так, инженеры-исследователи ЦЗЛ взяли шефство над сменами в глиноземных цехах. Особое внимание здесь уделялось поднятию теоретического и технического уровня работы всей смены в целом, то есть сразу во всех бригадах.
Важность почина инженеров немедленно отметил нарком Цветной металлургии СССР Петр Фадеевич Ломако в письме на имя директора завода Ефима Павловича Славского: «...одобряю инициативу ИТР тт. Левиной, Ковшикова, Панжиной, Косенко, Аграновского, Смирнова и других, организовавших техническое шефство над рабочими, сменами и бригадами. Обязываю Вас поддержать это глубоко патриотическое движение передовых инженеров...»
Техническое шефство, главным рычагом которого стало углубленное внимание к закономерностям технологии, позволило целенаправленно влиять на конечные результаты производственного процесса.
Создание на Уральском алюминиевом заводе общественного бюро технического шефства позволило коллективу перевыполнять взятые на себя производственные обязательства. К примеру, выпуск алюминия в 1944 году увеличился на 24% по отношению к предыдущему 1943-му, глинозема — на 33%, производительность труда повысилась на 14,1%. За это же время своей работой уральские алюминщики дали государству только сверхплановой прибыли больше 5 миллионов рублей. Экономия расхода электроэнергии и всех видов сырья стала законом для всех комсомольско-молодежных бригад и смен. Только одна бригада Ф. Медведевских за 1944 год сэкономила более миллиона киловатт-часов электроэнергии, а у глиноземщиков передовая комсомольско-молодежная смена И. Нетребы за один лишь ноябрь того же года сэкономила 67 тонн каустика, 2210 тонн пара, 735 метров фильтровального полотна.
Так же благотворно сказалась деятельность технических руководителей бригад на выпуске металла высших сортов: если в 1943 году алюминия самого высшего качества — марки «0» — всего выдано 4,5 процента, то через год выпуск «нулевки» составил 49 процентов, а в своих обязательствах на 1945 год электролизники одним из пунктов записали увеличение выплавки алюминия марки «0» в полтора раза.
Пресс-служба «РУСАЛ Каменск-Уральский»