Страницы истории театра

  • slider
  • slider
  • slider

В этом году исполняется 75 лет существования в Каменске-Уральском профессионального театра. Предлагаем вашему вниманию отрывок из исторического очерка о каменском театре. Он написан известным в городе поэтом и журналистом Ксенией Шалобаевой. Этот же текст войдёт в книгу, которая готовится к изданию. Как известно, передвижная труппа, созданная ещё в 1924 году, до приезда в Каменск-Уральский, базировалась в Нижнем Тагиле.

 

4 глава. Начало пути.

В один из сентябрьских дней в театр приходит приказ о переводе коллектива в полном составе в Каменск-Уральский, где начнётся новый период в его творческой жизни.

Надо сказать, что театр в Каменске возник ещё до революции, так как потребность в нём у образованной части населения была всегда. Ещё в 1899, в год столетия Пушкина, любители организовали драматический кружок, и каменцы впервые в жизни увидели спектакли. Существование его не было долгим.

После революции самодеятельный театр «квартировал» в помещении кинематографа, который в 1907 году открыли также любители, отвоевав для него помещение бывших конюшен.

В первые же годы советской власти энтузиасты предприняли попытку превратить самодеятельный театр в профессиональный и отвести для него специальное здание. Протокол райкома РКП(б) от 23 июля 1923 года гласил: «Предложить фракции заводоуправления во что бы то ни стало добиться у Гормета согласия на передачу и переделку намеченного заводского склада под городской театр, не останавливаясь перед посылкой в Гормет специальных людей, желательно из ответственных работников. Правлению Дома культуры немедленно составить смету на переоборудование здания под театр. Тов. Дедюхину приступить к сбору средств на постройку театра путем увеличения стоимости билетов не менее как на 200% и различных отчислений и пожертвований от профорганизаций и хозорганов».

Вскоре здание заводских складов на центральной площади Старого Каменска было приспособлено под театр: имелись просторное фойе, вестибюль, зрительный зал на 360 мест и небольшая закулисная часть. Именно это здание досталось коллективу, наконец-то нашедшему в Каменске свой постоянный дом.

Проблем с ним, конечно, хватало. Особенно нелегко приходилось зимой. Отопительному сезону уделялось не меньше внимания и сил, чем собственно театральному. Чтобы обеспечить театр топливом на это время, еще осенью нужно было завести 250 тонн угля. С наступлением холодов штат театра пополнялся командой кочегаров, которые должны были неусыпно следить за системой, чтобы та не вышла из строя. Однажды старший кочегар Анна Соловьёва, устраняя последствия аварии, провела у котлов в кочегарке, не выходя, 7 смен, то есть 56 часов! За что получила благодарность, белую трикотажную рубашку и талоны на хлеб. А, бывало, до войны актёров премировали путёвками в Кисловодск, теперь же дополнительный паёк и новая рубашка, бывшая в дефиците, стали пределом мечтаний.

Несмотря на все старания, температура в зале часто не поднималась выше 14 градусов. Но зритель, пришедший на спектакль, не должен был ни о чём догадываться: ни о том, что актёры недоедают, ни о том, что репетируют в холодных помещениях, живут в бараке - ведь они пришли в театр отвлечься как раз от этой реальности, перенестись в другой мир, где нет холода, голода и тяжёлого труда...

А на сцене — настоящее волшебство - сказка "Хрустальный башмачок" по пьесе Тамары Габбе. Коллектив театра, впервые ставящий детский спектакль, приложил максимум усилий для того, чтобы создать яркое и красочное представление для юных зрителей. Что важно — в спектакле были заняты дети, с которыми занималась постановщица танцев Фаина Чайка. Но особенно потрудился над созданием особой, сказочной, атмосферы нового спектакля — и это отмечали все — главный художник театра Николай Клеев (на фото).

На протяжении многих десятилетий он создавал сценические миры, в которых играли актёры и жили их персонажи. Детские спектакли особенно будили фантазию художника, позволяли развернуться во всю силу. Оформленные им спектакли производили на детей огромное, неизгладимое впечатление, они шли туда снова и снова и не хотели расставаться с театром. Так, по признанию нынешнего художественного руководителя театра Людмилы Матис, увиденный когда-то в детстве спектакль с удивительными декорациями так поразил её детскую душу, что, возможно, предопределил выбор и профессии, и весь последующий путь.

За сезон 1944/45 годов жители Каменска увидели спектакли «Встреча в темноте», «Поединок», «Урок жизни», «Бесприданница», «Песня о черноморцах», «Так и будет». А во время зимних каникул школьники опять потянулись в театр — на новый детский спектакль "Сказка об Иване-Царевиче, о земле родимой, о матушке любимой" по пьесе Владимира Гольдфельда. И вновь особая благодарность объявляется Клееву, «стильно и красочно оформившему спектакль, вложившему в него, помимо труда и энергии, много яркой творческой фантазии и любви к делу».

                                                                                         ***

… Годы войны, судя даже по этому отрывку, стали для труппы, как и для всех, испытанием на прочность. Но служители театра и тогда выполняли свое предназначение: несли людям прекрасное, доброе, вечное… Благодаря новому изданию, поклонники театра откроют  для себя и другие, ранее неизвестные страницы истории Драмы Номер Три.       

На фото - художник Николай Клеев и его декорации к спектаклям военного времени